Заканчивающийся год для Харькова стал, пожалуй, одним из самых сложных. Город столкнулся с серией диверсий и терактов, изменивших отношение людей к вопросам безопасности – прозвучало около трех десятков взрывов у жилых домов, общежитий, на железной дороге и в районе газовых станций в Безлюдовке и Шебелинке.
Январь 2015. Первый серьезный теракт – взрыв около Московского суда, где слушалось дело правого активиста. Ранения различной степени тяжести получили 14 человек. Людей, установивших взрывное устройство и подорвавших его, все еще не нашли. В Харькове вводится план усиленного патрулирования “Антитеррор”, а среди пророссийских активистов назревает раскол – большая их часть уезжает в Россию, остальные уже не собираются на площади, а обвиняют друг друга в соцсетях в краже денег, предназначенных для строительства ХНР. В феврале происходит самый страшный теракт. Взрыв во время марша Достоинства в первую годовщину Революции Достоинства у дворца Спорта уносит четыре человеческих жизни – активиста Игоря Толмачева, милиционера Вадима Рыбальченко, и двух подростков- Николая Мельничука и Данила Дидыка. Еще 9 человек получили ранения.
Валерий Дудко, политолог
Мы пережили эту прививку российских выступлений перед областной администрацией. И как бы не складывалась ситуация у большинства харьковчан эта прививка уже существует. Никто не позволит шагать колоннам по Сумской и размахивать российскими флагами.
Исполнителей в этот раз находят быстро – на скамье подсудимых харьковчане – сепаратисты Владимир Дворников, Виктор Тетюцкий и Сергей Башлыков. Однако суд в их отношении приговор пока все еще не вынес. Впрочем, как и в отношении других лидеров местного сепаратистского движения – Юдаева, Кромского, Штепы, Апухтина, Ковтун, организовавшей теракт в пабе “Стена” и Чубаровой, замеченной в пытках украинских военных на Донбассе. Такая медлительность власти лишь подпитала бытовой сепаратизм – три новых волны мобилизации и призыв на срочную службу вызвал истерию в обществе. Попытки военкомов вручать повестки на предприятиях и на остановках только усугубили ситуацию. А еще суды над ветеранами АТО и волонтерами, которые по мнению правоохранителей, уклонились от службы. И обвинение в покушении на министра МВД Арсена Авакова командира “Слобожанщины” Андрея Янголенко, залог за которого внес сам Аваков. неадекватное поведение бойцов тут же объясняют военным синдромом и это становится новым полем деятельности для волонтеров. Если раньше они концентрировались на помощи передовой и переселенцам, то в этом году “Станция Харьков” закрыв пункт на ЮЖД, переключилась на адаптационные центры, помощь ветеранам и семьям погибших.
Олег Головков, волонтер
Волонтерство поменялось, с одной стороны, им стало заниматься модно, с другой стороны тяжело. Потому что нельзя уже достать кубышку, что-то сколупнуть и съездить к ребятам, которых хорошо знаешь. Но люди финансово истощились. Поэтому волонтерство сейчас, это когда реализуется проект и от этого получаются какие-то финансовые ресурсы.
Процессы над патриотами и сепаратистами были не единственными знаковыми в этом году – в поле зрения Фемиды попал и харьковский мэр Геннадий Кернес. Его обвинили в незаконном удержании и избиении евромайдановцев. За год судьи успели только допросить потерпевших, а процесс не помешал Кернесу выиграть местные выборы с оглушительным успехом – набрав 65%. Его старая – новая партия “Відродження” стала большинством и в городском и в областном совете. В отличие от Добкина, чей “Оппозиционный блок” долго не регистрировали, офис штурмовали радикалы, но на выборах поддержки электората так и не получил. Успех Кернеса, политологи во многом объясняют разобщнонностью демократических сил, но уверяют, процессы в громаде дают надежду на то, что все еще изменится.
Галина Куц, политолог
Якщо хребет коррупции там почне ламатися, то Кернес й сам піде у відставку, це може статися. він не буде чекати. Він достатньо гнучкий на мислення. Він прекрасно все прораховує й бачить. А що до його позиції, вона завжди з тим, хто переможець. Тут не надо думати який Харьків – український, російський. У Харькові переплетен всі пласти культури, не потрібно його тянути до якогось єдиного проекту, а наш мер буде там, де буде сила.
Юлия Биденко, политолог
Пока рано говорить о полной перезагрузке системы. Однако надо понимать, что эти выборы носили промежуточный характер, и через несколько лет нас ожидает новый выборочный процесс, который будет формировать новые орган самоуправления, с новыми полномочиями, которые эти органы приобретут в результате децентрализации.
Успех Кернеса во многом даже затмил назначение нового губернатора – Игоря Райнина, который долго работал как в команде экс- губернатора Арсена Авакова, так и в администрации президента Порошенко. Многие упрекали нового руководителя области в договоренностях с городским головой, он апеллировал – региону важнее стабильность. И действительно, после назначения Райнина со временен и облсовет, и горсовет приняли принципиальное решение о признании России – агрессором, начался процесс декоомунизации. Правда, в привычном для Харькова скандальном стиле. А вот криминал в городе долгое время утихомирить не удавалось. В июле произошло уже 7 нападение на инкассаторов – погибло три человека, преступник традиционно скрылся. Из-за кредитной истории месяцем раньше трагедия разыгралась в Люботине – владелец заложенного дома расстрелял на пороге двоих кредиторов, а потом еще и захватил заложников. Освободить их удалось, только ликвидировав захватчика. Активизировались радикальные настроения – массовая драка с участием иностранцев произошла в студгородке на Павловом поле. 9 человек пострадало – задержан был только один из нападавших. С помощью погромов активисты решили бороться с игровыми салонами и аптеками, торгующщими наркосодержащими препаратами. Ожидаемо, во время этого правового межвременья харьковчане главные надежды возлагали на новую полицию – первые патрули вышли на улицы города в конце сентября. Харьковчане их встретили душевно, но после серии селфи пришло время и для критики – почему не все правонарушители пойманы.
Ольга Юськевич, глава патрульной полиции Харькова
Якщо вони отримали виклик, й нажали кнопку виклик, вони забов”язані приїхати на зазначену адресу не відволікаясь. Але якщо ви їдете, й ви маєте відеорегістратор, й ви бачили це порушення, наприклад, вам ніхо не заважає набрати 102, викликати патрульну поліцію, надати всі докази, виступити свідком правопорушення й все на основі цього будемо розбиратися. Вибачте, нас всього 100 екіпажей, ми працюємо, ми стараємось, ми намагаємось реагувати на кожен виклик. Але деколи ми можемо чогось не помітити. Для цього у нас є ви!
Помимо полиции переаттестацию прошли и прокурорские работники. Впрочем, еще до начала трансформации они показали себя с новой стороны – была открыта череда уголовных производств по факту хищений на коммунальных предприятиях в Харькове, в частности в “Парке Горького” и “Жилкомсервисе.” Хотя до суда они еще не доведены. сложная ситуация в коммунальном хозяйстве вылилась в протесты рабочих под конец года – из-за задолженности зарплат. Она наложилась на общий экономический кризис. Только за этот год подорожал на 70% газ, электроэнергия, вывоз мусора, вода, транспорт, продукты. чиновники же успокаивают, все могло быть и хуже.
Игорь Райнин, губернатор
Цены на продукты питания в Харьковской области на уровне средних по Украине, и даже ниже средних – для прифронтовой территории это хорошая ситуация. Да они высоки, но мы говорим, что нужно считать неполученные потери.
С другой стороны харьковчане стали на шаг ближе к Европе. Ажиотаж вокруг оформления биометрических паспортов не прошел даром – безвизовый въезд в ЕС уже почти стал реальностью.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”