В Украине резко обострилась проблема дорог.
Из-за сочетания ряда неблагоприятных факторов украинцы поставлены перед фактом: от 70% до 90% дорожных покрытий в стране нуждаются в ремонте. Всемирный банк дает 600 $млн., но только для одной дороги «Полтава – Харьков».
Премьер Николай Азаров признает, что отремонтировать все дороги денег нет, но на срочный ремонт средства все же выделил. Однако поспешный и нередко косметический ремонт может нанести серьезный ущерб транзитному потенциалу государства.
На расширенном заседании в среду 27 февраля премьер-министр Украины поставил перед собой и своим Кабмином амбициозную цель – существенно ускорить темпы роста ВВП. При этом, Николай Азаров особо выделил роль импортозамещения как фактор развития внутреннего рынка.
Одной из причин курса на сокращение импорта могло стать … состояние украинских дорог во второй половине февраля 2013 года. Как только сошел снег, обнажились ямы и колдобы в таких количествах, что пришлось «Укравтодору» пенять на сочетание сложных погодных условий. Общая площадь ям, по словам министра инфраструктуры Владимира Козака, составляет 1,4 километров квадратных.
Эксперты подчеркивают, что ремонта требуют около 80% всех дорог. В Киеве 85% дорог исчерпали срок эксплуатации дорожного покрытия, отметил глава КГГА Александр Попов.
Кабмин выделил средства на срочный «ямочный» ремонт, который выразился в том, что ямы и колдобы были просто засыпаны асфальтом. «Укравтодор» отрапортовал, что к 20 апреля – 1 мая завершит ремонтные работы. Однако Президент Украины по итогам «Диалога со страной» призвал применять новые технологии при прокладке дорог. Это касается также и ремонта. Текущий ремонт – это «скорая помощь», и через год придется заниматься тем же.
Почему так важны дороги? Потому, что Украина теряет свои транзитные возможности и транзитный потенциал. На практике, импортерам будет сложно довезти до украинского потребителя свою продукцию по некачественным дорогам. Это не шутки и не преувеличения.
Европейские логисты осторожно рекомендуют либо тщательно прокладывать маршруты, либо не превышать скорости в 25-35 км в час, учитывая задержки в пути. Убытки перевозчиков могут достигнуть 50 млрд. грн. В некачественных дорогах «похоронены» сотни миллионов гривен
Отмечая относительно неплохое качество дорог «под Евро-2012», эксперты все же акцентируют внимание и на том, что дорожное полотно на недавно проложенных дорогах оказалось слишком чувствительным к снегу и перепадам температуры. Отчасти ответ на вопрос дает скандал вокруг «Укравтодора». Госфининспекция, проведя проверку, установила, что в 2010-2012 годах деятельность «Укравтодора» привела к убыткам в 225 млн. грн. Правда, в самом «Укравтодоре» оспаривают и факт убытков, и сумму недостачи.
Вместо этого сетуют на недостаток финансирования: на ремонт дорог отпускается в 2-5 раз меньше средств от потребности.
В то же время, как считают эксперты, на качественный ремонт дорог необходимо от 370 до 450 млрд. грн. Госпрограмма поддержки и развития дорог в объеме
около 230 млрд. грн. финансируется с перебоями и в объеме треть от минимума. Но почему денег на дороги не хватает? Сбор с новых автомобилей, который уплачивается при покупке, и акциз за бензин суммарно дают около 35 млрд. грн. На дороги выделяется примерно 3 млрд. грн. Почему? Косвенно на этот воппос ответил премьер.
Как отметил Николай Азаров, даже если выделить 30-40 млрд. грн., это не позволит решить проблему, так как средства невозможно освоить сразу, Поэтому улучшать качество дорог надо «поэтапно».
Как и в ситуации с фармацевтикой, Николай Азаров большие надежды возложил на развитие украинского производства асфальта и материалов для дорог, а также прокладку дорог украинскими компаниями.
Так ли уж оправданны эти надежды? Украина действительно выигрывает у той же Польши по стоимости километра дороги, – у нас он вдвое ниже, чем у поляков. Но эксперты указывают на высокий уровень коррупции в этой сфере. По предварительным данным, в 2012 году объем дорожных работ в Украине был превышен, по отношению к фактическому, на 177 млн. грн.
Наблюдая битву «дорожников» с ямами, рядовые водители сетуют, что в спешке горячий асфальт кладется в мокрые, не подготовленные ямы, поэтому с первыми ливнями дорожные полотна опять «поползут», унося в придорожные канавы 2 млрд. грн., срочно выделенных премьер-министром Николаем Азаровым на латание даже и не трещин, а ям. Это временное «латание дыр».
Но и Госпрограмма активизации роста украинской экономики, которую премьер «продвинул» на расширенном заседании Кабмина, грешит ситуативностью. Интересно, обратил бы внимание Николай Азаров на ужасное состояние дорог, если бы не общественность, не возмущенные водители, не Президент Украины?
Из-за такой близорукости водители выкладывают по нескольку тысяч гривен на ремонт своих автомобилей, перевозчики обходят Украину десятой дорогой (без ям!), а страна теряет не только транзитный потенциал, но и вообще экономическую перспективу.
Источник: Багнет