Кабмин наконец разобрался сколько именно нужно денег на достройку последней станции Алексеевской линии. По данным официального сайта правительства говорится о 555 000 000 гривен. Львиная доля, более 350 миллионов должна быть потрачена на строительно-монтажные работы. 84 на оборудование и мебель, более 7 на пуск, и еще близко ста на расходы под названием “другое”. Предполагается, что основные средства подземка получит в 2014 году. Из городского бюджета, сообщает сайт горсовета, будет выделена пятая часть суммы, остальное предоставит государственный бюджет. Но и эти деньги скорее всего придется возвращать. По словам главы департамента экономики области, необходимые средства на” Победу” также планируется одолжить у Европейского банка реконструкции и развитии.
Сергей Авершин, дир. Департамента экономики облгосадминистрации
На этот год пока в виде субвенции отдельной, за счет госбюджета строительство метрополитена не предусмотрено безусловно, но предусмотрены средства сейчас на реализацию через кредит ЕБРР. Нам с Вами как харьковчанам, пользователям метро в данном случае экономические нюансы не так важны, важно чтобы было метро, чтобы было удобно добираться, ..
Впрочем, за чей счет будет финансироваться строительство метро харьковчанам не должно быть безразлично. Ведь по официальным данным, убытки метро в прошлом году составили 132 миллиона гривен. И за деньги предприятия вернуть вернуть кредит нельзя. А это значит, говорят специалисты, что за кредит и проценты будут платить харьковчане, а не предприятие.
Игорь Райнин, ГУ экономики облгосадминистрации 2001-2010 гг
Тот кто берет кредит, тот кто будет иметь обязательства, тот согласно договора о кредитовании и будет платить. Возможно, я предполагаю, это будет или бюджет города Харькова, или областной бюджет.
Условия, на которых ЕБРР может предоставить кредит харьковскому метрополитену пока неизвестны. Ведь сейчас, говорят эксперты, на официальном сайте банка в утвержденных планах подземки нет. Хотя у местных властей намерения более чем наполеоновские: они планируют за кредитные деньги достроить не только “Алексеевскую,” но и провести линию до “Одесской”. А для этого планируют занять более 3 миллиардов гривен.
Геннадий Кернес, мэр Харькова
Сейчас идет только процесс переговоров, я не могу Вам сказать в процентах, я не могу Вам сказать об условиях, единственно что могу сказать: что мы ведем речь в долгосрочном кредитовании, не краткосрочном. Долгосрочное кредитование это хотя бы минимум десять лет, минимум. Поэтому какие будут условия, как в этом будет принимать участие государство, во всяком случае мы имеем сегодня устные согласия на государственные гарантии, и для того, чтобы они ни были выданы для финансирования строительства метро в городе Харькове.
При этом ни в самом метрополитене, ни на уровне области экономить для такого важного строительства не торопятся. Так, в конце прошлого года предприятие потратило более 26 миллионов гривен на приобретение эксклюзивного программного обеспечения для бумажных билетов у фирмы «Пентафлоп». Ее меньше чем за месяц до первой сделки, по данным СМИ, основал малоизвестный житель Черкащщины. Зачем тратить именно такие деньги и для чего метрополитену эксклюзивные права на это оборудование на предприятии не уточняют. Зачем, если можно просто повесить сообщения и убеждать харьковчан в необходимости повышения тарифа до трех гривен? Что касается местных бюджетов, то, по наблюдению оппозиции и вовсе куда-то исчезло 3 миллиарда гривен – назначенных еще на проведение ЕВРО, и которые как раз нужно теперь занимать на строительство подземки. Но куда деньги делись губернатор так и не ответил. Тогда как депутаты, которые и должны заниматься благополучием громады и чиновники, которые должны все тщательно проверить, идею кредита фактически утвердили. И не важно какие будут ставки по кредитам, или какую недвижимость, несмотря на государственные гарантии и, ЕБРР потребует под залог.
Владимир Золотарев, зам. председателя горкомисии по вопросам промышленности и экон.розвития, ПР
Под городское имущество, если город будет заключать, или под областное … А и тем более гарантии государства!
Сергей Авершин, дир. Департамента экономики облгосадминистрации
Эти средства действительно предусмотрены сейчас как кредитный ресурс, с точки зрения государства откуда деньги пойдут – это будут государственные гарантии, это распространенная практика достаточно, это правильная схема работы
При этом, несмотря на постоянные обещания, большое харьковское лобби в парламенте, которым так кичатся регионалы, и четкую вертикаль власти, местным чиновникам так и не удалось добиться государственного финансирования строительства метрополитена. Как это было раньше, говорит депутат от “Батьківщини”, а в прошлом работник областного аппарата Игорь Райнин. Несмотря ни на кризис, ни на политическое противостояние. Даже последняя станция, говорит эксперт, которую торжественно открывали Добкин и Кернес, на 90 процентов построили Кушнарев и Аваков.
Игорь Райнин, ГУ экономики облгосадминистрации 2001-2010 гг
Я работал при двух губернаторах, и как правило у губернаторов была единая позиция: средства государственных и местных бюджетов. Как правило государство выполняло свои обязательства перед местными общинами, да это было с определенными задержками, немного не в том объеме и не в том графике, как хотелось, но можно говорит, что финансирование осуществлялось системно. На отдельные важные строительные объекты все-таки должны привлекаться средства государства, и местных бюджетов. Потому что любые заемные средства несут за собой удорожание проекта. В данном случае это не совсем целесообразно, но метро строить нужно.
Райнин подчеркивает: строить метро, безусловно, положительное стремление власти. И в этом не может быть политических споров. Но кредитные деньги все же было бы лучше использовать на качественные инвестиционные проекты, которые сами потом себя окупят. А на метро все же добиться денег от правительства.