От 20 до 23-х гривен за литр 95. Топливные стелы все больше напоминают валютные. Прибавлять в цене в среднем копеек по 50 бензин начал на прошлой неделе, а в начале этой и вовсе побил исторический рекорд.
Такой топливный взлет обеспечил отказ Нацбанка от индикативного курса гривны, определявшегося в конце каждого дня по результатам валютных аукционов. Причина в том, что в Украине производится всего процентов 20-30 топлива, остальное – импорт, который закупается, поясняют эксперты, по валютным контрактам. Чтоб закупить топливо и потом оплатить контракты, необходима валюта, которая уже достаточно давно – в дефиците. Ее количество всегда пополнялось в основном за счет продажи зерна и продукции металлургии. Однако сейчас один из этих источников иссяк из-за военных действий на Донбассе, где, собственно, размещалось около 70 % металлургических предприятий.
Сергей Зозулевский, эксперт по топливу:
При импортировании нефтепродуков из-за границы мы платим и акцизы, которые фиксируются вообще в евро. По какой цене кто заплатит этот акциз, никто не понимает. Поэтому закладываются риски в стоимость нефтепродуктов по валюте достаточно высокие, потому как своевременная неоплата международных валютных контрактов влечет за собой штрафные санкции.
К валютным скачкам на внутреннем рынке прибавился рост котировок по топливу на международном. Если с начала года цена за баррель в результате перепроизводства упала в 2 раза, то на сегодня цена на нефть пдросла на 25 %. Головной боли нефтетрейдерам добавил и вступивший в силу с 1 января налоговый кодекс. Теперь в местные бюджеты должно уходить 5 % от объема розничной реализации топлива. И эти проценты также теперь вошли в обновленную цену на бензин.
Сергей Зозуля, директор автозаправочного комплекса “ХАДО Petrol”:
Сейчас вот только реально нефтетрейдеры понимают, когда появились первые публикации, как его начислять, сдавать отчетность, как его платить, уже в своем понимании, что это неизбежно. И сумма этого налога – это примерно 5 % – это примерно 1 гривна от общей цены, она тоже повлияла на подорожание.
Учитывая все перечисленные факторы, цены на бензин эксперты считают соответствующими нынешним экономическим реалиям. И прогнозируют – дорожать топливо будет и дальше, если гривна не стабилизируется. Но экономические обоснования цифр на топливных стелах не успокаивают водителей. Обладатели железных коней такое ценовое галопирование называют сумасшествием. И вынуждены либо ставить автомобили на прикол, либо тратиться на установку газового оборудования.
Думаю, что вот скоро пешком будем ходить.
Максим:
Буду рассматривать различные варианты, но однозначно расходы будут меньше.
Вячеслав:
Цены эти грабительские. Какие могут быть цены. Хорошо, хоть есть газ. По бензину ездить невозможно, я свою машину поставил. Потому что я не могу работать на бензине.
Действительно бороться с повышением можно и с помощью перехода на газ, отмечают эксперты. По сравнению с бензином он дорожает не столь стремительно. Но и здесь есть свои подводные камни. В ближайшее время будет введен дополнительный 5 %-й акцизный сбор на ряд товаров ввозимых из-за рубежа.
Сергей Зозулевский, эксперт по топливу:
Горюче-смазочные материалы в виде дизеля, бензина не попадут в эту группу, а масла и газ могут попасть в эту группу. И, скорей всего, что попадут, а это 5%. Повлечет в его стоимость к повышению где-то процентов 6-7. Ну цена на АЗС добавит где-то наверное процентов 15%.
На повышение сыграет и увеличение железнодорожного тарифа. Потому значительного разрыва между ценами на газ и бензин вероятнее всего не будет.