Общие положения
Свобода слова является обязательным условием существования свободного демократического общества.
Поиск информации для обеспечения права людей знать правду является основой цивилизованной журналистики
Журналистика дает возможность служить обществу и требует соблюдения этических стандартов, которые делают её честной и профессиональной.
Этот Кодекс ставит целью сохранение и укрепление взаимного доверия и уважения между журналистами и обществом, что является обязательной основой демократического общества.
Кодекс распространяется на всех работников средств массовой информации, деятельность которых связана со сбором, созданием и распространением информации.
Принципы профессиональной этики журналиста
Статья 1
Уважение к правам человека
Человек, его жизнь и достоинство являются наивысшей ценностью демократического общества.
Если свобода слова противоречит другим правам человека, журналист берет на себя определение приоритета этих прав.
Журналистика не совместима с дискриминацией по социальному положению, расовому, национальному, религиозному, половому, языковому и другим социальным признакам.
Рядовые граждане имеют больше прав на защиту личной жизни, чем политические деятели, государственные служащие и другие публичные личности.
Лишь реальные и существенные интересы общества могут служить основанием для вмешательства в частную жизнь человека.
Статья 2
Ответственность
Журналист должен предвидеть и чётко осознавать, какие социальные и политические последствия может иметь его профессиональная деятельность. Он несёт ответственность перед обществом, частными лицами, изданием, в котором он работает, перед самим собой за содержание и форму информации, последствия ее публикации или оглашения.
Злоупотребление доверием общества расценивается как использование профессионального статуса в личных, корыстных целях.
Статья З
Независимость
В отношениях журналиста с органами или представителями власти, коммерческими структурами, а так же любыми организациями и учреждениями следует избегать соглашений, которые могут ограничить его (журналиста) независимость деятельности.
Журналист должен стремиться к свободе от всех других обязательств, кроме обязательства по обеспечению общественных интересов. Интерес государства не может быть приравненным к общественному интересу.
Если частные интересы приходят в противоречие с общественными, служение первым является несовместимым с принципами честной журналистики.
Статья 4
Точность, достоверность и объективность
Информация, которая публикуется журналистом, должна быть достоверной в части фактов и добросовестной в оценках и мнениях.
Журналист должен избегать использования недостоверной и непроверенной информации, предвзятости и искажений из-за смещения акцентов, преднамеренного умолчания или технических приемов. Проверка фактов, на которых базируется публикация, является профессиональной обязанностью журналиста.
Ошибки и неточности должны признаваться и исправляться. Лица, указавшие на ошибки, не должны подвергаться преследованиям.
Статья 5
Профессиональная солидарность
Осознание принадлежности к профессиональному журналистскому сообществу и принятие этических стандартов деятельности является залогом честной журналистики.
Журналист должен стремиться к балансу между профессиональной конкуренцией и профессиональной солидарностью.
Журналист не должен злоупотреблять доверием коллег, вредить им.
Профессиональная солидарность не является оправданием нарушений этических стандартов профессиональной деятельности, прав и свобод человека.
Статья 6
Порядочность
Выполнение общепринятых правил морали является обязательным для журналиста.
Журналист не должен действовать вопреки собственным убеждениям и принципам профессиональной честности. Он вправе отказаться от поручений и заданий, которые противоречат этим принципам.
Этические стандарты в типичных ситуациях журналистской деятельности
Статья 7
Способы получения информации
Журналист свободен в выборе источников и способов получения информации при условии их соответствия общественным интересам и уважения прав и свобод других людей.
Журналист свободен в использовании методов сбора информации, при этом тайные методы могут быть использованы лишь для достижения общественно-оправданной цели и в случае, когда другие методы неэффективны.
Общество имеет право на знания об источниках опубликованной информации и их надежности. Конфиденциальность информации должна быть обоснованной. Обещания сохранить её могут даваться лишь в случае, когда они могут быть выполненными.
Журналист должен соблюдать этические стандарты по отношению к тем, кто предоставляет ему информацию, а также к персонажам своих публикаций.
Статья 8
Факты и мнения (оценки)
Изложение фактов должно быть чётко отделено от их оценки. Изложение фактов не может быть подменено их трактовкой.
Статья 9
Реклама и журналистика
Реклама, в том числе и политическая, должна подаваться так, чтобы аудитория могла чётко и неоднозначно отличать её от журналистских материалов. Вплоть до специальных обозначений рекламы.
Журналист должен стремиться к тому, чтобы подготовленная им оплаченная непрямая реклама не выдавалась за журналистский материал.
Статья 10
Журналистика избирательных кампаний
Свобода слова не должна использоваться для подрыва демократических избирательных основ.
Политическая реклама должна быть подана так, чтобы читатель, зритель, слушатель мог отличить её от журналистских материалов.
При использовании опросов общественного мнения должен быть указан их заказчик и исполнитель, место и время проведения, количество опрошенных, способ формирования выборки.
Журналист должен знакомить общественность со всеми точками зрения, независимо от собственных убеждений.
Статья 11
Судебный репортаж
Любые публикации о судебных процессах и следствии призваны расширять информированность общества о нарушениях закона и соответствующих действиях правоохранительных органов.
До вынесения судебного решения никого нельзя изображать виновным в совершении преступления.
При информировании о преступлениях или их угроз журналист должен соотносить интерес общественности в получении информации с интересами потерпевшего и свидетелей. Без согласия жертвы преступления нельзя распространять персонифицированную информацию о ней или о них.
Целью судебных репортажей не может быть преследование родных и близких витновного.
Статья 12
Журналистское расследование
Журналист имеет право расследовать все факты жизни общества.
Общественный интерес, которым он руководствуется, не может оправдывать методы, которые противоречат этическим нормам его профессии.
В ходе расследования журналист не может выдавать себя за другого человека.
Статья 13
Конфликт интересов
Конфликты интересов подрывают престиж журналистики.
Журналисты должны контролировать свою личную жизнь и внепрофессиональные контакты, которые могут создавать конфликт интересов.
Конфликт интересов может возникать в следующих случаях:
- Работа по совместительству в нескольких средствах массовой информации или в организации, которая является источником информации.
- Злоупотребление информацией, полученной в ходе журналистской деятельности.
- Совмещение журналистской деятельности с каким либо участием в политических акциях, членство в политических партиях, участие в выборах в качестве кандидата в депутаты или сотрудника штаба.
- Принятие обязательств перед источником информации или лицами, связанными с деятельностью СМИ.
Статья 14
Плагиат
Плагиат несовместим с журналистской деятельностью.
Использование любых заимствований должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.
Статья 15
Оплата труда, подарки, вознаграждения
Журналист должен отказываться от подарков, вознаграждений или привилегий, так как они могут влиять на его оценки или хотя бы создавать видимость ограничения его независимости.
Действия, несовместимые с цивилизованной журналистикой
- Инициирование любого насилия, нетерпимости, ненависти или дискриминации по религиозному, расовому, языковому, и другому социальному признаку
- Диффамация и оскорбление частных лиц или отдельных категорий населения
- Плагиат
- Фальсификация документов и материалов
- Нарушение презумпции невиновности и права на справедливый суд
- Злоупотребление свободой слова и конфиденциальной информацией в личных, корыстных целях
- Получение материального вознаграждения за публикации от лиц, представляющих источники информации или других заинтересованных лиц.
- Организация целенаправленной кампании по дискредитации отдельных граждан или организаций
- Сознательное обнародование недостоверной информации или сокрытие общественно-значимой информации
- Создание препятствий в обнародовании критических или полемических материалов, касающихся предыдущей информации.