Выгода Украины от дешевеющей нефти может оказаться не такой очевидной

Автор АТН

По мнению аналитиков американского портала Quartz, среди 25 стран-импортеров именно Украина должна получить наибольшие выгоды от снижения цен на “черное золото”. Но если разобраться, то выигрыш нашей страны от ожидаемого падения нефтяных котировок может оказаться не столь очевидным.
Об этом в статье в ZN.UA пишут директор центра “Психея” Сергей Сапегин и профессор академии госуправления при президенте Геннадий Рябцев (оба – члены Общественного совета при Минэнерго).
“На первый взгляд, ввозя 80% бензина и дизельного топлива, наша страна должна выиграть по всем статьям. Но кто станет основным получателем выгод?” – пишут эксперты.
В настоящее время на отечественном рынке нефтепродуктов наблюдаются следующие тенденции. Растет потребление дешевого моторного топлива, сокращается спрос на “именные” продукты европейского качества. Увеличивается предложение низкокачественного бензина. Внутреннее производство сократилось до минимума из-за низкой прибыльности реального сектора.
Государство не успевает отслеживать и не может прогнозировать происходящие на топливном рынке изменения. Непонимание последних привело к замене принципа “выше качество — ниже налоги” на принцип “меньшая цена любой ценой”. Регулирование рынка осуществляется преимущественно “вручную”, с использованием законодателей для усиления налогового давления и силовых структур для достижения требуемых цен на нефтепродукты (см. рис.1).

Между тем структура розничных цен достаточно прозрачна (см. рис. 2). Их определяют стоимость ввозимого или производимого ресурса, уровень налогов и затраты операторов.

Доля налогов в цене бензина и дизельного топлива составляет 33 и 26%, соответственно. Стоимость ресурса за вычетом налогов — 51–58%. В соответствии с используемой Минэнергоугольпромом расчетной методикой затраты трейдеров на логистику и транспортировку (с учетом потерь продукта), а также условно-постоянные затраты АЗС составляют около 12% (в среднем).
Таким образом, розничным операторам остается 3–5%. Эта величина соответствует уровню рынков Европы, так что ни о каких сверхприбылях трейдеров, предлагающих качественное топливо и уплативших все налоги, речь не идет.
Как отмечают эксперты, ведущим операторам страны, работающим с оборота, а не за счет наценки, высокая стоимость нефтепродуктов на заправках невыгодна.
В то же время государство, на долю которого в ценах на топливо (как было сказано выше) приходится 26–33%, уже потеряло от их снижения в октябре (в среднем на 1,2 грн/л) свыше 250 млн грн.
“Так что выигрыш нашей страны от ожидаемого падения нефтяных котировок может оказаться не столь очевидным. Особенно если учесть тот факт, что по мере сокращения экспортных поступлений в бюджет РФ и вытеснения российских компаний с мирового рынка Москва будет усиливать давление на Украину”, – пишут Сапегин и Рябцев.
Тем не менее снижение цен на нефть все-таки предопределит несколько тенденций, отмечают они.
Спрос на нефтепродукты в нашей стране будет расти, что увеличит объемы их реализации. В то же время финансовая емкость рынка уменьшится, что позволит сократить кредитную составляющую в стоимости топлива. При этом импортерам предстоят тяжелые битвы с поставщиками, которые будут держаться за каждый доллар в падающей цене.
Что до государства, то оно, столкнувшись с недобором налогов, скорее всего, компенсирует недостачу, повысив акцизы на нефтепродукты до европейского уровня, прогнозируют эксперты.
 

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше