Забрали чтобы отдать? Городские власти не знают, что делать с ТЭЦ-3

Автор АТН

Третью теплоцентраль, которая обеспечивает теплом четвертую часть Харькова, чиновники мечтают перевести на уголь. Причина банальна – дороговизна российского газа. Однако у этого проекта немало преград. Технических, экономических и даже политических. По технологии, рассказывает директор Харьковских тепловых сетей Сергей Андреев, можно добывать газ из угля – однако это взрывоопасно, и неприемлемо для централи, расположенной в центре города. Можно готовить водоугольную смесь и топить ею. Однако денег в бюджете на такие эксперименты нет. Тем более что кроме трат на модернизацию, нужно будет оплачивать и новые защитные механизмы, препятствующие выбросу вредных веществ, ведь выроботка энергии из угля гораздо более пагубна для экологии чем газовая. В муниципалитете надеялись, что деньги на это – предварительно шла речь о 3 миллиардах долларов – даст частный инвестор. Однако партнерства не получилось.
 
Сергей Андреев, директор КП “ХТС”
 
Когда я говорил, что мы ТЭЦ-3 будем переводить на альтернативные источники топлива, у нас был инвестор, инвестор, который соглашался вложить в систему ТЭЦ-3 серьезные суммы. По мере того как он рассматривал технико-экономику, когда срок возврата – это же ресурсы частные, и на сегодняшний день энтузиазма у инвестора поубавилось.

 
ТЭЦ-3 уже была в частном управлении. Десять лет ее модернизацией занималась компания  “Инвестор”. За это время была установлена одна новая турбина и подготовлена к установке вторая, инвестировано более 15 миллионов долларов. Однако Харьковщина в лице её руководителей Геннадия Кернеса и Михаила Добкина в одночасье решила избавится от частного капитала. Исключительно по политическим мотивам, говорит один из координаторов работы ТЭЦ-3, заместитель председателя наблюдательного совета АО “Инвестор” Геннадий Гаевой. Не секрет, что АО “Инвестор” структура Арсена Авакова, основного оппонента бело-голубой пары. И любой инвестор, считает Гаевой, обязательно сначала изучит коммерческую историю предприятия, прежде чем вложить деньги. И вероятность в любой момент остаться без бизнеса, гораздо сильнее напугает любого предпринимателя, нежели технические сложности. Хотя перевод ТЭЦ-3 на уголь Геннадий Гаевой назвал чем-то из области фантастики.
Геннадий Гаевой, зам.председателя набсовета АО “Инвестор”
 
Он говорит о технической сложности, о финансовой сложности , а надо говорит о том, что Украина и Харьков имеют преддефолтное состояние в международном рейтинге, и инвесторы вряд ли захотят в этот проект вкладываться. Также надо говорить о том. что любой инвестор будет смотреть историю этой ТЭЦ-3. И, конечно, по тому, как отнеслись к нам, без личных обид и всего прочего, инвестор увидит, что людей, которые занимались этой станцией 10 лет, просто-напросто ночью оттуда вышвырнули. Сказали, извините, то, что вы вложили, можете об этом забыть, ничего вам возвращать не собираемся, по политическим мотивам.

 
Наличие гарантий, говорит экономист Сергей Беренда, является решающим фактором при инвестировании в энергетику. Подобные проекты чаще всего долгосрочны, и как громада должна быть уверена в том, что инвестор сможет осуществить проект, так и частный капитал в том, что он не потеряет деньги.
 
Сергей Беренда, экономист
 
Если мы говорим о долгосрочных инвестициях, то соответственно мы говорим о гарантиях инвесторов, стопроцентные в отношении  своих обязательств. То есть это должна быть прозрачная компания, большая, мощная, опять же вопрос это украинцы будут, может быть, иностранцы, может что-то совместное, либо же второй момент, если компания имеет такой бизнес-план, допустим прибыль, они получают на 5 или 7 год, то они должны понимать, что государство правила игры не изменит.

 
В Европе, говорит специалист, частное управление теплоцентралями не есть чем-то уникальным. Однако бизнес имеет гарантии в виде европейской энергетической хартии, и препринимателям ясна, не только сумма, которую они будут вкладывать в модернизацию, но и то, кому и как продавать энергию. В Украине же переориентировка ТЭЦ на уголь интересна, может быть только тем, кто сможет замкнуть производственный процесс на себе – иметь договоренности по поставке угля и по сбыту полученной от него электроэнергии предприятиям. И получить самое важное в Украине – политические гарантии.
 

Забрали чтобы отдать? Городские власти не знают, что делать с ТЭЦ-3 1Забрали чтобы отдать? Городские власти не знают, что делать с ТЭЦ-3 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше