Почему не все пассажиры последнего вагона выбрались из горящей электрички, и действительно ли был заблокирован второй выход возле кабины машиниста, – выясняют следователи межрайонной транспортной прокуратуры. Начальник управления ЮЖД утверждает: в сгоревшем вагоне обе двери были открыты и возможность спастись была у всех. Хотя тут же говорит, что вообще дверь в кабину машиниста должна быть всё-таки закрыта.
Виктор Остапчук, начальник управления ЮЖД
“Это по технологии. Потому что были нападения на машинистов, были жертвы и так далее. Это было сделано давно, есть соответствующие нормативные документы.”
Начальник вагонного депо Дмитрий Палиенко говорит, что по нормативным документам пожарной безопасности в вагонах и тамбурах электричек также не должно быть молотков или огнетушителей.
Дмитрий Палиенко, начальник мотор-вагонного депо “Харьков”
“Огнетушители и пожарный инвентарь находятся в кабине машиниста, согласно положению. И локомотивная бригада, которая прошла обучение, в случае необходимости применяет эти инструменты.”
Молоток, объясняет Палиенко, может стать оружием при выяснении отношений между пассажирами.
Дмитрий Палиенко, начальник мотор-вагонного депо “Харьков”
“Драки бывают. Но чаще всего происходит вандализм: порча внутреннего оборудования салонов, бой стекла, порча диванов.”
В случае пожара в вагоне, говорит начальник депо, пассажиров эвакуируют через двери, если же доступ к ним перекрыт, – через окно. Причём, его можно не разбивать, а открыть. Хотя не всегда это легко получается.
***
Психологи считают вполне естественным, что пассажиры горящего вагона электрички спасали не свои жизни, а свои вещи.
Психологи считают, что в экстремальных ситуациях люди чаще ведут себя нерационально, и поддаются эмоциям. В результате вместо того, чтобы спасать свою жизнь, человек может наоборот подвергнуть себя ещё большей опасности.
Максим Жидко, кандидат психологических наук
“ Человек же такое специфическое существо, что он может свой инстинкт самосохранения волевым усилием подавить. Этим объясняются те подвиги, которые совершают люди, и, к сожалению, этим объясняются – назовём честно – глупости, которые совершают люди, попадая в экстремальную ситуацию.”
Елена Кочемировская, кандидат психологических наук
“ И вот этот момент, что люди начали спасать свои вещи, он, в первую очередь, связан именно со снижением критичности и с неадекватной оценкой того, что происходит вокруг. – И, безусловно, для них страх потерять то, что было нажито, то, что было накоплено, мог быть настолько силён, что он превозмог инстинкт самосохранения.”
Многие просто не подготовлены к чрезвычайным ситуациям. И это ещё одна причина гибели пассажиров электрички, считают психологи. Часто при пожарах люди вообще не знают, как себя вести – они начинают метаться, теряют нить происходящего и впадают в панику.
***
Школьные учителя в свою очередь уверяют – все правила поведения в чрезвычайных ситуациях и катастрофах описаны в школьных учебниках. Если бы взрослые знали хотя бы некоторые из них последствия пожара в электричке можно было бы предотвратить.
Эти ребята сейчас готовятся к новогоднему утреннику. В их школьной программе пока нет правил поведения в транспорте. Правила для пассажиров школьники начинают изучать в пятом классе. А о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях – учат уже девятиклассников.
Учительница читает: “ Перемещаться при большой задымленности необходимо внизу, по низу и обязательно, если есть возможность одеть влажную маску на лицо.”
Директор школы №36 уверена, если бы эти правила знали и взрослые, пожар в электричке имел бы не такие страшные последствия.
Лариса Рычкова, директор школы №36
“ Необходимо окна держать закрытыми, чтобы не было доступа кислорода и не усиливался пожар. Поезд нужно остановить с помощью стоп-крана, но при этом ребенка нужно научить, чтобы он помнил, что это можно делать только на определенном участке., ни в коем случае не в тоннеле или когда поезд пересекает мост.”
В этой школе учителя считают, для того, чтобы дети знали, как себя вести в чрезвычайной ситуации – в учебную программу необходимо добавить специальные курсы, под названием “медицина катастроф”.
Елена Бекетова, Алексей Жучков, Елена Ермолаева, Аркадий Шовский, Мария Федосеева, Борис Буцевич, Агентство Телевидения Новости.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”