К приезду мера в депо Харьковского метрополитена подготовились заранее: чтобы доставить Геннадия Кернеса в вагон прямо на инвалидной коляске, подогнали специальный подъемник. Для сотен харьковских колясочников подняться или спуститься в сам метрополитен гораздо более проблематично. Никаких дат, относительно того, когда спуски в подземку будут оборудованы пандусами, по которым инвалиды смогут передвигаться без риска получить травмы, в Метрополитене не называют. Пока специальные спуски и лифты заменяют сотрудники метрополитена.
Вячеслав Стаматин, генеральный директор КП “Харьковский метрополитен”
Давайте так. Мы стараемся максимально прикладывать усилия и разрабатываем всевозможные возможности, чтобы это было автоматизировано. У нас определенные сложности в этом плане. Но наш персонал готов по первой просьбе, даже не надо требовать, помогите нам, помочь такому человеку попасть на станцию, попасть в состав.
Те же пассажиры с инвалидностью, которые все же попадут через тернии к подземной станции и заедут в новый вагон, смогут поставить коляску в специальном месте и даже зафиксировать ее. Места для пассажиров с ограниченными возможностями есть в новом приобретении харьковской подземки – 5-вагонном составе, купленном у Крюковского вагоностроительного завода. На табло на лобовом стекле поезда пока высвечивается не название станции, а слово «обкатка». Но уже ко дню города – после всех проверок – поезд пустят на Салтовскую линию, – обещают в КП. На фоне старых составов этот – гораздо экономнее, – заверяют конструкторы – позволит тратить до 30% меньше электроэнергии. В новые вагоны смогут вместиться до 1,5 тысяч пассажиров, – это на 300-500 человек больше, чем в тех, что “на ходу” сейчас, – расписывают плюсы новоприобретения в Метрополитене. Двери оборудованы кнопками “индивидуального открытия”. А в вагонах есть камеры видеонаблюдения.
В случае пожара, взрыва или другой экстремальной ситуации пассажиры смогут эвакуироваться по специальному аварийному трапу. Такие есть в голове и хвосте поезда. Правда, пока это первый и единственный состав в Харькове, где они предусмотрены.
Состав купили за счет местного бюджета. А вот сам Метрополитен финансово в покупке не участвовал – только за прошлый год предприятие отрапортовало об убытках почти на 100 млн. грн.
Геннадий Кернес, мэр Харькова
В будущем мы закупим таких 10 составов. Этот состав стоит 118 млн. грн. Мы его купили с выплатой 3 года. Рассрочка платежа 3 года равными частями. Поэтому нам выгодно это.
Еще как минимум в 250 млн. грн. бюджету Харькова обойдется завершение строительства станции метро Победа, в прошлом году на нее горсовет уже выделил 50. Крупные подарки горсовета метрополитену, исчисляемые в тысячах и миллионах, не раз становились причиной бурных дискуссий в обществе. Так, пять лет назад станцию “Алексеевская” обустроили 10 лавочками по 63 тыс. грн. каждая. за эту сумму тогда можно было купить столько же новых автомобилей. Не из дорогих, но и не из самых дешевых. В 2011 году ремонт и подогрев ступенек на станциях “Исторический музей” и “Советская”, а также реконструкция вентиляционного колодца влетела городскому бюджету в 7 миллионов гривен. В 2012 году, в канун ЕВРО, в метро поменяли таблички почти за 2 млн. гривен.