Из-за пандемии и карантина в Харькове отменили все официальные массовые мероприятия ко Дню Победы, но мэр Харькова Геннадий Кернес обратился к харьковчанам с призывом выставить на собственных балконах портреты родственников, воевавших во Второй Мировой, в рамках акции “Бессмертный полк».
Этот призыв вызвал резкую критику и неприятие со стороны проевропейской и националистической части горожан, так как акция “Бессмертный полк” – известный идеологический бренд Кремля.
Шествие с портретами ветеранов используется Россией и ее сателлитами на демонстрациях в годовщину капитуляции нацистской Германии уже около десяти лет. И несмотря на то, что с этими демонстрациями связано немало скандалов, таких, например, как выброшенные в урны портреты после завершения этого шествия, из года в год Кремлем эта акция используется для того, чтобы маркировать и сплотить свой электорат идеологически, говорят политологи.
Но при этом эксперты уверены, харьковский «Бессмертный полк» не транслирует кремлевскую вражду, в Харькове это скорее своеобразная франшиза, которую местные политики используют в своих интересах.
Игорь Полищук, политолог
Я думаю, наши политики, они прагматически настроены, потому они в очередной раз используют эту дату, пытаясь напомнить о себе, мобилизовать свой электорат, который сужается.
Руслан Зерницкий, политолог
На мою думку, Кернес не виконує вказівки Кремля, це його особиста ініціатива. Він так працює з електоратом, намагається його мобілізувати, працює з електоратом, мобілізує його к виборам, а вибори у нас досить скоро, й срава в тому, що частина харків’ян, частина українців дуже добре відносяться до цього дня, й справа тут не в ідеологічній підоплеці, а в тому, що українці просто звикли
Политологи напоминают, что электорат Кернеса на выборах – это, прежде всего, электорат эпохи Партии регионов. Дети войны и дети детей войны, которым еще дорогие советские символы. Отсюда заезженная символика и листовки в советском стиле, которые уже разбрасывают в подъездах. Эта ставка должна сыграть на выборах – хотя бы потому, что со стороны государственной политики ей ничего не противопоставляется.
А радикальные националистические лидеры не пытаются достучаться до этих людей.
С другой стороны, в том числе в силу возраста, этот слой электората уменьшается. Если еще 5 лет назад социология показывала, что именно 9 мая 58% жителей Украины считают Днем Победы, то сейчас большинство – 39% – и 8 мая и 9 мая все равно считают важными и памятными
Юлия Биденко, политолог
В Україні відбувається трансформація політичної думки, але через брак державної політики та політики історичної пам’яті дуже часто вшанування цих дат віддається на відкуп місцевого самоврядування, й це цілком логічно, що популярні в регіоні сили використовують ці дати, щоб мобілізувати свій електорат.
По мнению экспертов, пандемия не даст ни России, ни местным политикам использовать 9 мая и 75-летие Победы по полной. Но это не значит, что до дня местных выборов тема исторической памяти, как например, переименование проспекта Григоренко-Жукова, не будет разыгрываться. Так как это самый легкий способ сплотить своих избирателей. И легкий – при отсутствии идеологической государственной позиции.