После стремительного взлета цены на АЗС пошли вниз. К концу прошлой недели литр 95-го в среднем сбросил 4 гривны и продолжил дешеветь.
Пиковые цены под 30 гривен за литр в конце февраля заставили некоторых поставить свои авто на стоянки и в гаражи. Впрочем, это падение спроса существенно повлиять на цены не смогло, уверены эксперты. Скорее речь идет о конкурентном снижении стоимости.
Сергей Зозуля, директор автозаправочного комплекса “ХАДО Petrol”:
Конкуренция на рынке нефтепродуктов, как и везде, у нас очень острая. Нет у нас монополии на рынке, поэтому если есть которые снижают цены и ты видишь, что у тебя в сети падает реализация и ты тоже снижаешь цены. И потом как бы приходит к той равновесной цене, ниже которой снижать уже тяжело. Не рентабельно, а выше которой тебе не дают поднять конкуренты.
Но основным фактором, который значительно влияет на ценовую политику АЗС, остается национальная валюта. Нацбанк включил административные методы регулирования валютного рынка, скупая львиную долю валюты самостоятельно и затруднив выход на него трейдеров. Таким образом лишив их возможности предоплаты.
Сергей Зозулевский, эксперт топливного рынка:
Валюта покупается только в том случае, когда товар, по-сути горюче-смазочные материалы растаможен на территории Украины и налоги государству уплачены. После чего депонируется валюта и через 4 дня оператор или импортер допускается к приобретению валюты. По какому курсу он купит, есть некоторый финансовый и коммерческий риск.
Такие методы дали свои результаты – цифры на обменных стеллах стали менее пугающими. Изменились и цены на заправках. Правда, резко снижать их после стабилизации гривны на АЗС не торопятся. Слишком велико недоверие к действиям Нацбанка, говорят эксперты, и непонятно надолго ли удержится гривна на этом уровне. Ведь уже после допуска в середине прошлой недели большинства нефтетрейдеров к покупке валюты, наметился небольшой рост и доллара.
Сергей Зозулевский, эксперт топливного рынка:
Однако на уровне розничных цен, пока в сторону повышения если даже на 10 % подорожает валюта в сторону повышения это, наверное, не отразиться, потому как коммерческие риски заложены достаточно пока еще серьезные. Есть запас у розницы относительно сегодняшних закупочных цен, запас есть.
Привыкшие к постоянным колебаниям потребители, особой радости от цифр на топливных стелах не испытывают. Но очень хотят, чтоб цена стабилизировалась даже на 20-ти гривнах за литр. Так хотя бы ездить можно. А вот запасаться подешевевшим бензином впрок на случай очередных ценовых перепадов уже не планируют.
Не во что, из карманов вытекает.
Сергей, водитель:
Если бы раньше можно было думать об этом, а счас смысла нету, это не спасет. Тем более если оно будет прыгать туда-сюда, смысла не будет. Я седня по 20 возьму, – завтра оно опустится ниже. Послезавтра оно опять подпрыгнет и выйдет то же самое.
Рафик, водитель:
В бочки? Нет мы на газу катаемся, нам бензин не нужен.
Вероятность того, что цена закрепится на нынешнем уровне – велика, обнадеживают эксперты. Хотя небольшие колебания все же допускают. Правда, речь может идти о небольшом отступлении от теперешней стоимости.