Харьковские парковки, а конкретно места стоянок от КП “Харьковпарксервис” уже давно вызывают массу вопросов. Согласно правилам парковки, обновленным в 2014-м году, каждая стоянка должна быть оборудована паркоматами или же автоматическим шлагбаумом, принимающим деньги. Кроме того, правила, введенные два года назад, вообще исключают понятие парковщика, как человека, который собирает деньги за парковку. Тем не менее, в Харькове паркоматы есть только на некоторых частных стоянках, а на стоянках “Харьковпарксервиса” плату за услугу собирают все те же “зеленые человечки”, выдающие фискальные чеки. При этом, израильским инвесторам, которые хотели построить в Харькове парковки по мировым стандартам за свой счет, было отказано в сотрудничестве. В новых правилах оговаривалась и законность безналичной оплаты с помощью “Мобильного паркинга”, который в Харькове был запущен только две недели назад и теперь работает наряду с парковщиками.
Дмитрий Мандриков, руководитель КП “Харьковпарксервис”
В Харькове пошли путем наименее затратным в данной ситуации, то есть пошли не через закупку дорогостоящих паркоматов, а через разработку программы и установку информационных щитов, которые предоставляют возможность безналичной формы расчета за услугу, либо приобретения соответствующих скретч-карт в 150-ти киосках табачных Кисет, и с помощью которых можно пополнять лицевые счета
В ответе на информационный запрос АТН, коммунальное предприятие “Харьковпарксервис” уведомляет, что тендер на выбор распространителя скретч-карт не проводился, поскольку закон позволяет этого не делать, а предприятие может выбирать распространителя карточек пополнения самостоятельно. Юрист же говорит, что такая ситуация довольно непрозрачна.
Денис Журавель, юрист Харьковского АвтоКлуба
Единственное, что настораживает, это некая непрозрачность самой процедуры. То есть не был объявлен хотя бы даже не тендер, а просто конкурс, или хотя бы какая-то информация не была предоставлена заранее, и никто не был приглашен к сотрудничеству, потому что у нас не только одна сеть киосков имеет широкое представительство в городе. Есть и другие сети, и есть и сети супермаркетов и прочие места и автозаправочные станции, где было бы удобно приобретать подобные карточки
Что же до сайта “мобильной парковки”, говорит it-специалист, уровень его защиты, как для ресурса государственной организации, довольно низок. И если злоумышленник задастся целью получить доступ к персональной информации или же базе данных – то у него это получится. Специалисты выяснили, что доступ на сервер осуществляется по паролю, и по заверениям Антона, китайские программисты взламывают подобную защиту в считанные минуты. Если злоумышленник задастся целью получить персональные данные, то взлома сайта никто не заметит и информация будет уходить в чужие руки. Это, говорит специалист, возможно благодаря тому, что разработчиками был выбран один из самых дешевых сертификатов безопасности, который не будет шлагбаумом на пути к личным данным пользователей.
Антон Исаев, IT-специалист
Проект виглядає доволі дешево, тобто так роблять зазвичай якісь кафешки, підтвердження якихось заказів, маленькі магазини. Все залежить від того, що тут буде. Тобто турбуватися про безпечність особистих даних, ну на даному етапі мабуть є сенс. Їхнім системним адмінстраторам варто було б провести аудит, зробити трошки більш налаштувати
В Харьковском антикоррупционном центре говорят, что внедрение мобильной парковки – шаг безусловно нужный, но вместе с тем признают, что требования закона не соблюдаются полностью.
Игорь Черняк, Харьковский антикоррупционный центр
Город внедряет мобильные парковки, с другой стороны город оставляет старый способ сбора денег наличными через соответствующих парковщиков. И таким образом все равно со стороны города нарушаются положения соответствующего постановления Кабмина 2014 года, которое устанавливает что оплата парковки должна производиться через соответствующие паркоматы. И да, там предусмотрено, что могут быть паркоматы, могут быть паркоматы и в том числе мобильные парковки, так называемые. Но в Харькове не делают паркоматы, оставляют наличный сбор и делают мобильные парковки
Черняк добавляет, что неудобство нынешней “Мобильной парковки” и отсутствие паркоматов заставит людей по-прежнему пользоваться услугами людей-парковщиков. В расследовании Харьковского антикоррупционного комитета было указано, что за период с 2012 по 2014 годы в бюджет города “Харьковпарксервис” перечислил 10.6 миллионов гривен. В то же время ревизоры установили, что если бы стоянки были оборудованы паркоматами, то ежегодные поступления могли бы составлять минимум 36 миллионов гривен, что больше текущего объема в 11 раз.
По словам Игоря Черняка, такая ситуация может быть выгодна городским властям, ведь большинство наличных денег, собирается парковщиками без учета и поэтому точные суммы неизвестны. Это дает свободу заработка не только сторонним предпринимателям, арендующим стоянки у монополиста “Харьковпарксервиса”, но и чиновникам, которые ввиду отсутствия контроля за поступлением средств могут обогащаться.