Топливный рынок претерпевает изменения. 1 января начал действовать закон о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентв. Пока в добровольном порядке производители должны добавлять в бензин 5% биоэтанола. В следующем году норма станет обязательной, и уже в 2016-м процент достигнет 7. Цель – усиление энергетической независимости, и выполнение условий подписанного Украиной Киотского протокола, который обязывает сокращать выбросы вредных веществ в атмосферу.
Виктор Войтов, проректор ХНТУ сельского хозяйства:
Растет число заправок – значит мы будем получать деньги с Евросоюза на озеленение, если мы будем увеличивать выбросы – нас будут штрафовать.
Биотопливо представляет собой смесь этанола (спирта) и бензина. Оно менее губительно для экологии, утверждают специалисты, количество СО в выхлопных газах меньше, почти не содержит серы, а поэтому уменьшается выброс в атмосферу сернистого ангидрида, меньше бензолов и недогоревших углеводородов. Но есть и недостатки – производят этанол из кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, рапса, эти культуры истощают почву. К тому же, для их производства затрачивается большое количество ископаемого топлива, а значит экономия производства весьма сомнительна.
Олег Перегон, эколог:
Обработать поле, с использованием ископаемого топлива, посадить какую-то культуру, вырастить ее, собрать!
Учитывая расходы, биотопливо не может стоить дешевле ископаемого, подсчитывает эколог. В Украине же Е40, где состав спирта достигает 40%, предлагают значительно дешевле бензина – по цене 9-40 грн за литр. Однако, несмотря на приемлемую цену, очередей на заправках нет. Водители объясняют – цена меньше, но затраты биотоплива значительно больше, получается – экономии никакой. Риск же повредить авто топливом часто сомнительного качества велик. Производители признают, расходы действительно большие, но наряду с потребителями приводят совершенно другие цифры.
Андрей Черный, начальник отдела продаж компании “Агро-Нафта”:
Для топлива Е-40 эта цифра порядка 5-7%
Анатолий Ефремов, владелец СТО “Стар-мастер”:
Раход увеличивается, в зависимости от машины – от 20 до 30%
Автоклубовец Анатолий Ефремов рискнул перейти на биотопливо, говорит – его спорткар съедает 17 литров биотоплива на 100 км, и 13 литров бензина, по подсчетам он экономит 20-30 грн на 100 км. Заправляет авто Ефремов топливом Е40, на первых порах, говорит, бывали проблемы – машина не заводилась. Это, скорее всего, из-за некачественного продукта. Действительно – главная проблема биотоплива это наличие воды, подтверждают ученые, во время перепада температур или длительном отстаивании она расслаивается, из-за чего авто может не запуститься.
Павел Карножицкий, руководитель испытательной лаборатории “Универсалнефтехим”:
Спирт, входящий в состав бензина, способен сорбироваить воду, и при длительном хранении, к сожалению, имеют место случаи, когда бензин расслаивается, это серьезная проблема и на сегодняшний день она до конца не решена
Этой зимой проблем с запуском машины уже не было, говорит автоклубовец Ефремов, скорее всего из-за того, что удалось найти качественного поставщика. Как запускается авто и работает двигатель – демонстрирует наглядно.
Но перейти на биотопливо без ущерба для внутренностей машины могут далеко не все авто, предупреждает автоклубовец – карбюраторные, например, могут просто выйти из строя. А вот инжекторные смогут сами подстроиться под биотопливо. Но автомобилям старше за 2005 год производства – лучше не рисковать. Перейти же на биотопливо легко и быстро – нужно только залить Е40 в бак и в течение 30 км увеличивать обороты и нагрузки, для уменьшения рисков расслоения смеси – держать бак наполненным до отказа.
Анатолий Ефремов, владелец СТО “Стар-мастер”:
Двигатель работает мягче, инжектор всегда остается чистым по причине того, что есть спирт в биотопливе, подчищает камеру сгорания двигателя, поршня, клапана – все это очень чистенькое остается.
Полностью безопасным для машины может быть состав спирта в бензине около 5-10%, это признали и автопроизводители, такие как “Peugeot”, “Volkswagen”, “Audi”, “Nissan и Infiniti” и другие. В Европе большинство заправок торгует именно таким топливом – с низким содержанием спирта. Есть в Европе и Е85 – с соответствующим содержанием этанола, но он предназначен для отдельного вида машин. В Европе и Америке, кстати, поощряют водителей к использованию экологически чистого топлива различными привилегиями – от бесплатных парковок, до снижения стоимости авто, адаптированных под биотопливо, и выгодных кредитов. В Украине пока только рекомендации станут обязательством уже в следующем году, говорят автовладельцы – только кнут и никаких пряников.