Областной бюджет 2015 равен 6,3 миллиардам гривен. Эта сумма сразу вызвала вопросы у депутатов. Ни бывшие регионалы, ни их демократические оппонеты финансовый документ особо не критиковали, против выступили только коммунисты, да и то в традиционном для себя стиле общего осуждения. Но вот почему бюджет 2015 на полтора миллиарда меньше бюджета 2014, ведь денег, учитывая рост цен, надо больше. директор Департамента финансов ХОГА Сергей Овсянников поясняет, бюджет прошлого года был искусственно раздут на бумаге, реальных средств было значительно меньше. Меньше даже чем в этом году.
Сергей Овсянников, директор Департамента финансов ХОГА
Туди входили проведенні розрахунки по різниці в тарифах, а в цьому році їх нема, можуть будуть тоді внесемо зміни. Поки що немає, знаємо. Тут немає коштів, які були передбачені от продажу “Металіста” й не поступили, в цьому бюджеті їх тоже немає. 1,7 +0,5=2,2. Знімаємо 2,2 отримуємо 5,5. Наш бюджет сьогодні 6,3. Нам бюджет сьогодні більше на 800 мільйонів, ніж минулий.
Новый бюджет принят с учетом налоговых изменений, одобренных парламентом. Среди, более, чем 30 источников доходов, есть новые налоги и сборы – теперь в местные бюджеты идут 10% от налогов на прибыль с предприятий, 55% экосбора, админштрафы. В то же время сокращена до 15% часть налога с физических лиц, который всегда был основой местных бюджетов, потеряна часть ренты за использование недр. Все это привело к тому, что собственные доходы областного бюджета не увеличились, а уменьшились почти на 200 миллионов. При этом депутаты настаивают, вместо того, чтобы критиковать, необходимо лоббировать интересы региона в Киеве, к примеру, добиться выделения субвенции на ремонт дорог, пока это делать не за что. А еще пересмотреть и сократить все принятые программы, немалая их часть все также не финансируется и не действует, отказаться от расходов-рудиментов СССР. Такими, по мнению депутата Ивана Варченко, является финансирование газеты облсовета “Слободской край,” которая нередко является рупором политического большинства, или финансирования карманных общественных организаций.
Иван Варченко, депутат облсовета
Це невеликі, порівняно невеликі фінансові питання. Зокрема підтримка громадських організацій, які на сьогодні у нас закладені в бюджеті. Підтримка громадських організацій, це нонсенс для бюджетного процесу, так як ми записали – оплата роботи апарату громадських організацій. Від такого патрониського ставлення до громадських організації – зробити декілька організацій ручними, слухняними, й такими що можна маніпалювати нам потрібно відходити й робити відкритими стосунки й цій частині.
В остальном, все традиционные расходы в бюджете 2015 были учтены. Главные статьи – содержание бюджетных организаций. Это объекты культуры и спорта, образования и медицины, программы соцзащиты. Помимо зарплат, оплаты энергоносителей, выделены деньги на программу помощи больным сахарным диабетом, обещано учесть нужды онкобольных и больных почечной недостаточностью, чтобы, не возникло проблемы с закупкой лекарств как в прошлом году, увеличены расходы на закупку лекарств для бригад экстренной помощи. Выделены средства на оборону, в том числе систему экстренного оповещения, впервые именно из областного бюджета будет финансироваться ветеринарная медицина. В остальном, все расходы, которые касаются строительства и развития, будут рассмотрены только к концу февраля, после того, как будут приняты и рассмотрены районные бюджеты. Новая концепция правительства такова – хоть и не произошла окончательная децентрализация власти, именно местным громадам передано право определить на что и какие деньги выделять с учетом тех доходов, которые они имеют.
Сергей Чернов, председатель облсовета
Психологію треба змінювати. Бюджет й програма соціально-економічного розвитку приймається для того, щоб територія розвивалась, й були кошти для виконання власних повноважень. Це й ремонт доріг, й освітлення вулиць, й підтримка й малого, й середнього бізнесу, тобто купа речей, які залежили раніше від волі можновладців, які сидять в Київі.
При этом депутаты облсовета утвердили программу социально-экономического развития области. Руководитель департамента Виктор Коваленко уверяет, она реальна, даже в условиях инфляции и падения темпов роста промышленности, и предполагает строительство объектов и осуществление около 200 проектов в образовательной, медицинской, социальной сферах, ЖКХ и туризме.
Виктор Коваленко, директор Департамента экономики
До двухсот предприятий харьковской области дали нам свои предложения по 2014 году, и основываясь на реальных показателях, мы сделали прогнозные показатели. Кроме того, в программе рассматривается два варианта развития промышленности – оптимистический и базовый, включая ситуацию на нынешних рынках.
По словам Коваленко, в областные проекты планируется инвестировать более миллиарда гривен. Причем это не столько бюджетные средства, а частные и займы из-за рубежа. Речь идет, в том числе, и о согласии Германии кредитовать строительства в Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях на сумму в 500 миллионов под 2% годовых на 30 лет.