Все городские больницы, школы и детские сады уже отапливаются, а вот часть жилых домов все еще без тепла. По словам директора “Харьковских тепловых сетей”, Сергея Андреева, сейчас из-за аварий отключены больше двух десятков домов на Алексеевке, там ведутся ремонтные работы, которые, если верить тепловикам, закончатся до конца недели. Кроме того, уверяют в ХТС, решат проблему с горячей водой, которая отсутствует во множестве жилых домов в разных районах Харькова. Андреев подтверждает, что по этому поводу им ежедневно поступает большое количество жалоб от харьковчан, поэтому говорят что аварии ликвидируют в ближайшие дни. А также обещают, что платить за тепло горожане будут только начиная с того момента, когда батареи в квартире стали горячими.
Сергей Андреев, дир. КП “Харьковские тепловые сети”:
Ситуация контролируется, мы знаем где есть проблемы и выставлять оплату жителям города Харькова будем только за фактически поданное тепло и толкьо с того момента, когад мы наладим в полном режиме в соответствии с требованиями.
Для того, чтобы подтвердить отсутствие тепла в доме или момент его подачи будет выезжать специальная комиссия, которая зафиксирует это в документах. Однако, по словам юристов, эти комиссии не всегда объективны, потому что представляют заинтересованную сторону – коммунальное предприятие. Поэтому, чтобы защитить себя от переплаты за услугу, которой не получали, жильцы могут организоваться и самостоятельно составить акт о том, что температура в помещении не соответствует норме. В случае рассмотрения в суде такой акт принимается наравне с документами полученными от комиссии от КП, уверяет адвокат Олег Михайлов.
Олег Михайлов, адвокат:
Самоорганизоваться населению – соседи по подъезду, сеть такая функция как старший по подъезду, а если людям повезло и они вообще уже создали ОСМД, то вполне достаточно сделать акт, создать комиссию самостоятельно самим жильцам, они могут пригласить компанию, которая проведет актирование, но важно зафиксировать тот факт, что не предоставляется или предоставляется не в том объеме, чтобы удостоверить этот факт достаточно подписи 3-4 соседей.
Но уже сам факт того, что потребитель обязан доказывать свои права на получение качественных услуг – это показатель несовершенства украинской законодательной базы в сфере ЖКХ, говорят эксперты. Адвокат Евгений Соловьев, который на протяжении десятка лет занимается делами связаными с оспариванием действий коммунальных структур в отношении потребителей, уверен, что правительство должно принимать больше Законов, которые будут контролировать работу КП. В частности это касается начисления сумм в платежках и формирования тарифов, поскольку по словам Соловьева, в Киеве устанавливают тарифы лишь на газ и электроэнергию, остальными услугами, такими как вода или отопление занимаются местные власти.
Евгений Соловьев, адвокат:
Что мы видим, местная власть с одной стороны увеличивает тарифы ссылаясь на рост одной из составляющих, при чем непомерн оувеличивает. А с другой стороны возлагает всю эту вину на правительство. Но мое мнение, что правительство виновато не в общем росте тарифов в данном случае на тепло, сколько в том. что недостаточно контролируют органы то как делают это местные власти.
Сами харьковчане тоже жалуются на огромные суммы в платежках и утверждают, качество услуг не соттвествует ценам.
Татьяна:
Пока я не получала новые платежки, не могу сказать, может будет шок. Не знаю.
Людмила:
Оплата, конечно очень дорого, горячая вода утром хорошо, вечером, в обед еле тепленькая, я прихожу с работы – она теплая такая. в 8 часов уже кипяток. А тепло не знаю как в этом районе, в нашем районе хорошо подается, но цены – тяжело платить.
Алла:
Такими ценами с наших пенсий – на филькину грамоту нам остается. Вот лекарства пошла купила – уже 200 гривен. Уже нервы не выдерживают, трясет меня всю.
Кроме того, харьковчане продолжают ждать перерасчет за январь. В феврале жителей города шокировали огромные суммы в квитанциях, которые появились из-за путаницы в подсчетах тепловиков, тогда харьковчане переплатили от 200 до 500 гривен на семью. Однако, ранее на сайте мэрии появилось официальное заявление руководства ХТС, в котором сказано, что эту переплату учтут в платежках, которые придут горожанам в ноябре. По данным коммунальщиков, перерасчет был сделан приблизительно на 60 миллионов гривен в пользу потребителей.