Харьковчане начали платить за вывоз мусора по отдельным квитанциям. Одни столкнулись с неудобствами относительно места оплаты, другие недовольны заваренными мусоропроводами и выбрасывают мусор прямо из окна. Впрочем, почти все отмечают: такого объема отходов, за который вынуждены отдавать свои деньги, у них нет.
Тамара Пивоварова, пенсионерка: «В сберкассе у нас не принимают и тоже люди думают там не принимают, там не принимают и что нам делать со всем этим? И вообще не правильно, что закрыли мусоропровод, дом строился 12-этажный, а если человек больной, у него мусор скопляется, а лифт не работает».
Владимир, строитель: «Бывает, я видел такое, пакеты под окнами лежат, но, может быть, знаете, старенькие люди, поэтому бабушкам приходится делать такое».
Евгения Петровна, пенсионерка: «Мы лично столько мусора не производим, и соседи говорят, 1 раз в 3 дня выносим, а то, что они там пишут, много».
В мэрии подсчитали, что предприниматели выбрасывают мусора еще больше, им предлагают новые договора на вывоз отходов. Теперь вместо «Жилкомсервиса» этим будет заниматься коммунальное предприятие «Комплекс по вывозу твердых бытовых отходов». Частный предприниматель Ирина Авдеева одна из немногих, кто уже перезаключил договор. Подсчитывает: за вывоз мусора со своей парикмахерской теперь будет платить меньше, чем раньше.
Ирина Авдеева, частный предприниматель: «42 гривны я платила, а сейчас – 28 в месяц выходит».
В коммунальном предприятии тем временем рассказывают: стоимость услуги для каждого предпринимателя будут рассчитывать отдельно, в зависимости от вида деятельности предприятия. Так магазины будут рассчитываться за квадратный метр торговой площади, офисные помещения и организации бытового обслуживания – за каждое рабочее место, кафе и отели – за количество мест.
Максим Лозовский, начальник отдела маркетинга: «Пример офисного помещения, там нормы накопления в год составляют 0,96 метров кубических на человека, здесь формула простая, расчетная величина – это количество работающих людей, если мы 0,96 умножим на, допустим, 10 человек, небольшой офис, это будет 9,6 куба в год, умножим на наш тариф – это для коммерческих организаций 68 грн. 3 копейки за метр кубический, разделим и получится порядка 54 гривен в месяц на это помещение».
Для перезаключения договора предпринимателей ожидают в районных администрациях и договорном отделе коммунального предприятия. Сейчас тут подписали почти 700 договоров, это около 10-ти % харьковских предпринимателей. С другими планируют закончить за месяц-полтора, а тем, кто вопроса с мусором не решит, грозит штраф за нарушение правил благоустройства – 1700 гривен.
Роман Нехорошков, директор департамента жилищного хозяйства горсовета: «Не все платили, то есть мусор выбрасывали в контейнер коммунальной собственности, но договоров никто никаких не имел и оплат не производил, были такие примеры».
Впрочем, заключать договора спешат не все. И в областном, и в городском профсоюзах предпринимателей также уверены: тариф завышен. С просьбой пересмотреть расценки обратились к мэру. Более того, предприниматели говорят: пакеты и картон, которые остаются, пытаются продавать на переработку.
Валерий Репин, глава областного профсоюза предпринимателей: «Твердых бытовых отходов у предпринимателей не существует вообще практически, это если есть производство какое-то, то там соответственные нормы, а у предпринимателя обычного весь мусор – это практически вторсырье. В данном случае вообще непонятно, за что платить, те доходы, которые получает предприниматель за сдачу мусора в пункты вторсырья, ему нужно отдать даже больше за то, что кто-то его вывезет, хотя вывозит самостоятельно».
Брать больше с предпринимателей, которые якобы больше выбрасывают, решили в мэрии, взамен обещают сделать пересчет тем, кто производит меньше нормы.
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Если пенсионер, который не имеет достатка, чтобы собрать 6 литров мусора, мы и в этом отношении работаем, чтобы делать перерасчет. Как мы будем делать этот перерасчет, я уверен, что у нас есть все возможности, создать возможности для этого перерасчета. Пока этого еще нет, но мы начали такую работу».
Но, не сегодня остановились только на повышенном тарифе для предпринимателей. Каким образом делать обещанный перерасчет в департаменте жилищного хозяйства до сих пор не знают. По словам Романа Нехорошкова систему перерасчетов сейчас разрабатывают в соответствии с условиями публичного договора. Но добавляет: население рассчитывается по усредненной годовой норме, и сколько именно недовыбрасывает отдельный человек, подсчитать невозможно.
Анна Черемнова
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”