Общественная инициатива c названием «Харьковский антикоррупционный центр» появилась благодаря усилиям активистов Евромайдана и волонтеров, которые не согласились с тем, что так называемое очищение власти в Харькове проходит уж очень медленно. Вместо того, чтобы митинговать, создатели центра, заручившись поддержкой единомышленников, занялись анализом открытых источников и собственными расследованиями коррупционных схем и сомнительных решений, которые осуществляются, в том числе, и на территории региона. Среди первых результатов – раскрытие деятельности фирм, связанных с чиновником харьковского горсовета Яковом Мусиенко, а также экс-министрами правительства Януковича Анатолием Близнюком и Николаем Злочевским. Активисты аргументировано подозревают должностных лиц этих фирм в получении откатов, создании незаконных схем для обогащения в области тендерных закупок, добычи полезных ископаемых, получении альтернативной энергии.
Игорь Черняк, ОИ «Харьковский антикоррупционный центр»
Вони зараз працюють й за цими схемами заробляють гроші, при чому найгірше, що за рахунок грошей, які заробляються на цих схемах, зараз фінансуються сепаратисти на сході України, за рахунок цього фінансується й ДНР, й ЛНР. До цих схем мають відношення безпосередньо люди, які були при влади за часи Януковича
Результаты расследований активисты намерены не только публиковать, но и передавать в парламент и правоохранительные органы, чтобы те своевременно реагировали на действия коррупционеров. Правда сами правоохранители уверяют, они борьбу с коррупцией считают своей первоочередной задачей, однако даже пойманных на горячем чиновников привлечь к ответственности бывает очень сложно. Только в этом году 33 раза органы гособвинения обращались в суды с требованием арестовать подозреваемых в коррупции, но практически все они выходили под залог, несмотря на свое скромное жалование. Пример тому, харьковские чиновники Александр Яковлев и Роман Сальников.
Юрий Данильченко, прокурор Харьковской области
Получается, что порядка 20 коррупционеров, совершивших преступление при зарплате около 10 тысяч гривен нашли возможность внести залоги иногда составляющие сотни тысяч гривен. Если говорить о мерах наказания, то тут тоже здесь ситуация примерно аналогичная, в текущем году судебными органами вынесено около 36 приговоров в отношении коррупционеров, и только 5 из них получили реальную меру наказания. И из этих 5 в отношении 2 осужденных прокуратура дошла до Верховного суда, чтобы добиться реальной меры наказания. Так получается, если только каждый 7 коррупционер получает реальную меру наказания, почему коррупционеры должны бояться брать взятки?
Не только Фемиду быть строже, но и самих граждан не давать взятки просят в Харьковской облгосадминистрации. Тут даже создают специальную горячую линию, на сообщения о вымогательстве по которой губернатор обещает реагировать лично. Как и представители общественной инициативы «Харьковский антикоррупционный центр», в ХОГА тоже просят сообщать конкретные факты коррупционной деятельности чиновников или представителей любых других ветвей власти.
Игорь Райнин, губернатор
В органах власти, хотя она есть всюду, в образовании, в медицине – которые воспринимают, пошумят и пройдет. Я вижу этот подводный камень, и не будешь же при каждой возможности за человеком с увеличительным стеклом ходить, во-первых это невозможно, вижу в этом проблему, что многие не воспринимают это до конца. Ну а действия – это активное наступление на факты коррупции, и, во-вторых, действие создание прозрачных условий на уровне региона.
Игорь Райнин говорит, борьбу с коррупцией, в том числе видит и в том, чтобы свести контакт чиновников и посетителей к минимуму, а администрирование услуг и тендерные закупки проводить через электронные серверы. Сейчас эти системы внедряются уже в земельном кадастре и регистрации недвижимости. Между тем, парламентарии предоставили общественности и новое оружие для борьбы с коррупционерами – был проголосован закон, предусматривающий открытие всех имущественных реестров.
Егор Соболев, народный депутат
Ми впевненні, що це найважлевіший інструмент, для того, щоб громадянське суспільство почало очищувати державу, якій ми всі дозволили забруднитись. Запитання, а що органи влади. В мене зараз часто є порівняння, яке з одного боку є хороша новина, а з другого погана. В кожному державному органі, включно с прокуратурою, слава богу з`явились люди, які хочуть не забагачуватись, а виконувати свої повноваження й руйнувати цю кляту клептократичну систему. Вони є в СБУ, вони є в парламенті, вони є в уряді, є в миліції, в прокуратурі, з іншого боку вони всі почувають себе як проукраїнські налаштовані громадяни на окупованих територіях, ми всі відчуваєм тиск, саботаж, погрози. Це наштовхує нас на другий висновок – так це справа громадян, викривати корупцію, не погоджуватись з корупціей, але це значно полегшене не тількі добрими законами, но й делагуванням людей в органи державної влади.
Несмотря на то, что между чиновниками, правоохранителями и активистов нет еще достаточного доверия – общественники подозревают госслужащих в покрывательстве, а чиновники и правоохранители активистов в защите чужих интересов или без аргументированных обвинениях, эксперты уверены: именно такая спайка – чиновники нового формата плюс общественные деятели действительно смогут сделать конкретные шаги для очищения власти. В милиции их связывают с формированием новых патрульных, в прокуратуре – с конкурсом на замещением должностей территориальных отделений, а местном управлении – с выборами.