Донетчанка Елена Белоус, в окружении своих земляков – детей из лагеря “Ромашка”, смотрит на только что отснятые фото. Она и еще 19 участников из Донбасса и Крыма согласились участвовать в проекте под названием “Фотолагерь”.
Девушка, говорит: раньше ее объектив щелкал только для друзей, но три месяца назад она забросила работу в офисе, и погрузилась в мир фото. На проекте практику и теорию преподают инструкторы, фотографы “National geographiс”, ассистируют украинские мастера, все это под эгидой Института региональной прессы и информации и организации Vision Workshops. По мнению Елены, иностранцы полностью изменили ее отношение к восприятию картинки и окружающих деталей:
Елена Белоус, Донецк
У них немножко другое видение фотографии, и я думаю, наши преподаватели не смогли бы донести до нас то, что они могут. Теперь я смотрю на эти занавески жуткие, советские дырявые совершенно по-другому, они от них в восторге, от этих подушек треугольником, от всей этой нашей обыденности, ведь для них это необычно.
Еще одна участница – Валерия, тоже из Донецка, девушка поражена не только уровнем преподавания, а еще и самоотверженностью тренеров – за первый день съемок 20 человек сделало 8 тысяч фотографий, из них выбрали только 56 штук. На каждой какая-то история из мира переселенцев:
Валерия, Донецк
Мы поняли, что это очень сложно, намного сложнее, чем казалось в первый раз, и нам выдали камеры – это огромная работа, с каждым человеком общаться не один раз, и не час, и не 10 минут, то есть действительно нужно сделать так тебе человек раскрылся, и еще сделать удачный кадр, чтобы он не видел, что его фотографируют.
Зорий Файн был личным фотографом Петра Порошенко, еще до его президентства. Сейчас заслуженный деятель искусств Украины отошел от паркетных съемок, у него своя студия, и мастер охотно согласился учить молодежь искусству фотографии. Однако даже опытного профи истории переселенцев ударили по сердцу и потому он волнуется, так же как и участники:
Зорий Файн, фотограф
Люди прошли через такую боль и надо быть очень деликатным со своим фотоаппаратом, чтоб как-то это все не ранить. Фото, когда они пойдут в печать, будут без сопроводительной истории, и люди будут по-разному относится.
Специалисты “National Geographic ” работают в Харькове с переселенцами впервые. Главная цель проекта – научить непрофессиональных фотографов чувствовать кадр сердцем и донести его людям:
Анастасия Тейлор-Линд, фотограф-документалист
В нашем случае, когда молодежь с которой мы работаем, уже имеет свой опыт, они переселенцы и у них есть своя история, и им не нужно собирать информацию и пытаться рассказать, что-то неизвестное, они будут раскрывать свой опыт.
Пятидневная учеба завершится мини-презентацией, которую подготовят участники проекта. Лучшие фотоистории объединят в выставку. А осенью этого года ее смогут увидеть жители многих городов Украины.