Лекцию о борьбе с травлей в школе писательница Анна Гин начинает с отрывка из сказки “Гадкий утенок”. Это, говорит она, классический пример буллинга, когда главного героя унижают и обижают лишь за то, что он отличается от остальных. Анна рассказывает. в свои школьные годы тоже становилась объектом злых шуток, но вскоре научилась реашть конфликты. Как именно – пришла рассказать нынешним школьникам.
Анна Гин, писательница:
Чем мы отличаемся от животных? – Словом. Нам дана возможность говорить, объясняться, рассказывать друг другу о том, что мы чувствуем, что нравится, не нравится. Я пытаюсь научить ребят заменять – “Ты дурак” на “Этот поступок мне не понравился”. Колоссальная разница, которая будет иметь продолжение в будущей жизни и снимет огромное количество конфликтов.
Школьники рассказывают, даже если сами не были объектами травли, то неоднократно становились свидетелями. Уверены, чтобы не допустить серьезных последствий таких конфликтов, можно выйти из ситуации с иронией.
Мария Дёмина, ученица школы №62
Ну мне даже мама, когда я просто говорю про это, она тоже говорит, что и нам сегодня говорят – надо отшучиваться. И во всех ситуациях, когда тебе грустно, когда тебя травят, реально надо шутить чтобы не бояться, мы все разные и в этом нет ничего страшного.
Поделиться своими исторями и рассказать о способах решения конфликтов пришли и спрортсмены, что занимаются воркаутом – тренировками на уличных площадках. Уже в школу номер 132. Говорят, главное – не скрывать проблемы, а рассказывать о ней близким и пытаться решить её вместе.
Иван Крыленко, стрит-воркаутер:
Ребята должны понимать, что если кто-то хочет пытаться самоутвердиться за счет кого-то другого, жизнь – это бумеранг, это обязательно вернется и мы должны показать. Прежде всего, своим примером, что этого не должно быть, что ребята. Если появляются конфликтные ситуации их нужно решать, общаться и ни в коем случае не замыкаться в себе, потому что это может чревато повлиять в дальнейшем.
Никита Ямпольський, ученик школы номер 132:
Надо с первых классов развивать у учеников уважение друг к другу и солидарность, чтобы дружили, общались и чтобы не возникали друг к другу всякие вопросы и оскорбления.
Школьный психолог Наталия Рянская подчеркивает, о борьбе с так называемым буллингом рассказывают и детям на уроках, и затем – родителям. В зоне наибольшего риска – “новички” в классе, которые перешли из другой школы. а также ученики – подростки. Травля, говорят специалисты, может настолько сломать психику ребенка, что это аукнется уже во взрослом возрасте, поэтому конфликты необходимо решать уже на начальных стадиях.
Наталия Рянская, школьный психолог:
Сначала выяснить, причину конфликта, возможно, ребенок сам является провокатором того, что происходит, поэтому здесь нужно отнестись объективно к тому, что происходит. Естесственно, поддержка, и при согласии ребенка, конечно, можно встретиться с родителями и более подробно выяснить – в чем же причина.
Чтобы бороться с буллингом уже на законодательном уровне в Верховной Раде в первом чтении приняли соответствующий законопроект. Он предусматривает появление в Кодексе об административных правонарушениях наказания за любое проявление агрессии относительно других людей и назначение штрафа за травлю.