Идея создать в центре города зону, предназначенную только для пешеходов, возникла у харьковских активистов еще года 3 назад. Подобные участки, говорит председатель общественного союза “Защита прав пешеходов” Виктор Козориз, есть во многих городах как Европы, так и Украины. Они очищены от любых видов транспорта и предоставлены в полное распоряжение пешеходов – как туристов, так и горожан. Между тем Харьков, который позиционирует себя как европейский город, до сих пор подобной зоной не обзавелся, хотя похвастать перед приезжими есть чем, ведь создать туристический уголок можно в самом центре города рядом с площадью Конституции, уверен Виктор Козориз.
Виктор Козориз, председатель общественного союза “Защита прав пешеходов”:
Місто Харків починалося із цієї історичної зони. І перша вулиця Університетська тут сформувалась і так вона і залишилася на тому місці, де була. Це найдавніша вулиця Харкова. Тут виник Покровський собор, найдавніший, який зберігся, Успенський собор, дзвіниця якого є. Тобто – це унікальне місце тим, що за кількістю історичних і архітектурних пам’яток. тут їх найбільша концентрація.
Кроме Университетской в зону без транспорта должны войти улица Квитки-Основьяненко, переулок Спартаковский, Покровский сквер и часть площади Конституции. Пока все эти улицы мало предназначены для туристических прогулок. Обилие припаркованных автомобилей, постоянное движение транспорта и суета не способствуют отдыху и познавательным прогулкам. Но превратить эту территорию в единый исторический комплекс, который будет в том числе и источником доходов от пешеходного туризма, по мнению активистов, не составляет большого труда.
Начать создание пешеходной зоны предполагается с улицы Квитки Основьяненко. Привлечь сюда туристов и харьковчан активисты предлагают с помощью уютных уличных кафе и множества цветов, которые заменят стройные ряды припаркованных автомобилей.
Закрыть улицу можно сразу же после окончания строительства, из-за которого она на данный момент перекрыта. Запрет на проезд здесь автомобилей не создаст коллапса, поскольку улица Квитки-Основьяненко не несет серьезной транспортной нагрузки. Убрать припаркованные автомобили также не сложно – большинство из них, по словам Виктора Козориза, принадлежат работникам горсовета. Оставлять их можно на подземных парковках в районе Аве Плаза и Оперного театра. Следующей к пешеходной зоне может присоединиться Университетская. Вот здесь с транспортом придется повозиться.
Виктор Козориз, председатель общественного союза “Защита прав пешеходов”:
Можна залишити тут громадський транспорт та автобусні маршрути, зупинки громадського транспорту, але зробити так, щоб вони рухалися з повільною швидкістю і надавали перевагу пішоходам. Все-таки тут головним має бути пішохід. Це безболісно можна зробити, без будь-яких великих капіталовкладень, але просто треба розробити нову транспортну схему руху в історичній частині міста.
Появление зоны, свободной от автомобилей опрошенные харьковчане приветствуют. Жалуются – иногда из-за припаркованных авто пройти невозможно, не то что любоваться архитектурными красотами. Но не уверены, что это можно воплотить в жизнь.
Елена, домработница:
Машин очень много и нету же парковок нормальных. Я не знаю, как с этим бороться. Но, конечно, городская власть должна думать, что и куда. Я думаю – да. Если было б здесь свободно, конечно это было б хорошо.
Артем, безработный:
В Европе есть такие города, где только велосипедные зоны есть. Но если это не будет мешать транспорту, не будет создавать пробки на Сумской, на Клочковской, вот, может, как-то по времени.
Алексей, предприниматель:
Не с нашей властью. У нас такое не сделают. У нас расчищают дороги от припаркованных машин там, где нельзя парковаться, да. Какие-то действия происходят. Но – не с нашими людьми.
Активисты все же не столь пессимистичны, хотя это будет уже второй подход к местной власти с подобным предложением. Года 2-3 назад чиновники лишь согласно покивали, но в кулуарах активистам ответили, что создать пешеходную зону не выйдет. Некуда убирать автомобили и общественный транспорт. Изменилась ли ситуация сейчас, в мэрии не комментируют. В пресс-службе поясняют – готовы будут говорить только после того, как зарегистрированная на сайте городского головы соответствующая петиция наберет нужное количество голосов. Пока же активисты решили подойти основательно и сами разработают проект с привлечением архитекторов, урбанистов и транспортников.