Чешские трамваи, которые 40 лет ездили по улицам Праги, теперь продолжат возить пассажиров, но уже в Харькове. Местные власти уверены: пользоваться вагонами, с которыми в Чехии решили расстаться, можно будет еще лет 15. Но специалисты уверяют: удовлетворительный внешний вид трамвая, которому уже четыре десятка лет, еще не аргумент для того, чтобы выпускать его на линию. Рельсовый транспорт, говорит эксперт по городскому транспорту Артем Сосипатров, имеет срок эксплуатации в пределах 30-ти лет, после этого его утилизируют.
Артем Сосипатров, эксперт по городскому транспорту: «Есть группа узлов и агрегатов подвижного состава, имеющих особое значение для безопасности движения. Если мы говорим о трамвае – это колесные пары, несущие конструкции кузова, они металлические. И, в самом деле, подвижной состав, который исчерпал нормативный период эксплуатации, имеется вероятность появления усталостного износа, а это очень серьезные вещи».
На новые вагоны, говорят в городском департаменте транспорта, денег в бюджете нет, дорого и отремонтировать трамваи, которые сейчас ездят по Харькову. Поэтому приобретение 20-ти вагонов по цене 150 тысяч гривен за штуку, которые отслужили свое за границей – оптимальный выход, уверяют чиновники. При этом, несмотря на то, что именно городские чиновники активно рекламируют такую покупку, расписывая все ее плюсы, на то, что презентацию трамваев проводил директор профильного Департамента, а сохраняются и переоборудуются вагоны в коммунальном Салтовском депо, на вопрос – кто их купил и на каких условиях, в мэрии упорно не отвечают. Говорят только, что это была частная фирма, и вскоре все трамваи попадут в коммунальную собственность.
Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Я не имею права ни разглашать, ни комментировать коммерческую деятельность структуры, не имеющей отношение к коммунальные собственности. На сегодняшний день некая структура что-то купила, и оно находится в городе Харькове. Скажите пожалуйста, почему возникают вопросы к Харьковскому городскому совету? Только потому что вы понимаете, что это нечто является трамваем и в перспективе когда-нибудь будет ездить по трамвайным рельсам?»
При этом в пражском транспортном управлении утверждают: вагоны фирме-посреднику продали не по 150, а по 30 тысяч гривен. В официальном письме, опубликованном в Интернете, чешские чиновники пишут: трамваи были списаны, поскольку отъездили допустимый километраж, далее их эксплуатировать нельзя. Юрист Василий Белоус уверен – такая сделка – повод для особого внимания прокуратуры.
Василий Белоус, юрист: «Така ціна є явно непомірною, за якою, як повідомляють, придбав Харків. По-друге, хто саме платив, необхідно з’ясувати, щоб вияснити правову природу походження і подальші наміри харківської влади придбати чергову партію трамваїв. Більш того, виникає ґрунтовне зауваження, наступний момент – звідки взявся посередник. Якщо перемовини з чеською стороною вели представники органу місцевого самоврядування міста Харкова, чому з’явився посередник? Причому цей посередник – не комунальне підприємство, а якесь приватне підприємство. Чи не використане це підприємство в якості фіктивного, підставного, на якому було закумульовано весь прибуток, обготівковано і витрачено врешті-решт на утримання тих мерседесів і лексусів, які так полюбляє чинне керівництво міста і області».
Еще один вопрос, говорит юрист, кто будет платить за постоянный ремонт подержанных вагонов. Специалисты же уверяют: такая попытка сэкономить довольно сомнительна.
Артем Сосипатров, эксперт по городскому транспорту: «Если мы купили автомобиль новый, то его эксплуатация стоит меньше, чем автомобиля, бывшего в употреблении. Точно также и с подвижным составом. Но в отличие от автомобиля, подвижной состав общественного транспорта эксплуатируется по 16-20 часов в сутки и это правильно, потому что это средство производства. И расходы на эксплуатацию старого подвижного состава для поддержания его в исправном работоспособном состоянии существенно выше, чем нового».
Но городские чиновники информацию от Пражского управления комментировать отказываются. Сергей Дульфан заявил: он не имеет к этому никакого отношения. Зато и мэр, и руководитель Департамента журналистам советуют обратиться, например, на таможню. Возможно, там есть информация о том, кто же и по какой цене купил, расcтаможил и доставил в Харьков эти трамваи.
Светлана Сирык