Михаил Изюмский оформляет документацию на земельный пай уже четыре года. Его отец, как работник сельхозпредприятия, при распаевке земель получил участок в Харьковском районе. Оформить право собственности и техническую документацию доверил сыну, но даже не предполагал, сколько проблем ему подбросил вместе с этим поручением.
Михаил Изюмский преприниматель
Была изготовлена техническая документация на эту землю – выделение на местности и т.п. Документация в 2010 году была выдана, но она изготавливалась больше года и денег там около 1600 гривен ушло, но факт в том, что очень много времени это заняло.
Техническая документация – это обязательное условие, без которого невозможно получить кадастровый номер. А без кадастрового номера невозможны абсолютно никакие юридические действие – ни с землями сельскохозяйственного назначение, ни с участками под недвижимостью. Проблема состоит в том, что у многих владельцев земельных участков госакты старого образца, в которых кадастрового номера нет. Де-юре получить кадастровый номер несложно и недолго. А де-факто получается совсем иначе. Люди, которые обращаются в Управление Земельных ресурсов, зачастую пугаются очередей или бумажной волокиты и идут за помощью к юридическим фирмам.
Михаил Изюмский, предприниматель
Суть этого рассказа состояла в том, что ты потратишь очень много времени, то есть – ГОДЫ, не месяцы, потратишь очень много нервов, никто тебе помогать не будет. Когда об этом рассказывают естественно видно, что есть второй вариант. Я спросил какой – мне на бумажечке написали сумму порядка 5-8 тысяч долларов.
То, что проблемы в оформлении земельной документации действительно существуют признают и в Управлении Земельных ресурсов, и в Управлении регистрационной службы Украины. Правда, комментировать стоимость работ юридических фирм представитель Земгосагентства не стал. Говорит – это дело каждого к кому обращаться, и сколько платить. Но признал, что фирмы с соответствующими лицензиями действительно делают земельную документацию быстрее. Мол, есть разница когда в Госземагентство приходит один человек и приносит сразу 40 госактов, или приходит один человек с миллионом вопросов. Более того, очереди на оформление земельной документации существуют не во всех районах. Харьковский – действительно проблемный, но исключительно из-за густонаселенности. К тому же, говорит чиновник, новые изменения в Закон, которые вступили в силу с 1 января 2013 года замедляли процесс обмена информацией между ведомствами.
Александр Штих, нач. отдела наполнения данными Госземкадастра
На момент становления этой системы были определенные технические сложности, как с нашей стороны, так и со стороны органов регистрации. Но это было в начале 2013 года. Плюс еще человеческий фактор, так как к новому надо привыкнуть.
А вот юрист Светлана Артеменко, называет главной проблемой оформления земельных документов – коррупцию. И добавляет – вышеупомянутые изменения, напротив, существенно упростят жизнь людей, решивших оформить земельные паи.
Светлана Артеменко, юрист
Нотариус с 2013 года, когда у нас вступили изменения в Закон “Реєстрація прав власності на нерухоме майно”, так вот нотариус как раз получил некоторые функции государственного регистратора. В связи с тем, что он оформляет сделку и свидетельство о праве на наследство, он сам сейчас выдает вытяг про регистрацию права власности на земельную дилянку.
Сейчас недооформленнная земля Михаила Изюмского находится в аренде у сельскохозяйственного предприятия. Техническая документация, которую с таким трудом Михаил сделал в 2010 году, недействительна. Надо делать новую – а это еще порядка тысячи гривен, или переделывать старую – 500 гривен, но при условии, что фирма, которая ее сделала, согласится переделывать работу. Есть, по словам Михаила, и позитивные изменения – сейчас ждать техдокументацию надо не год, а два месяца. Это уже недолго, говорит Михаил, но где гарантии, что законодательство опять не поменяется.