Почти все страницы трудовой книжки Александра Павленко посвящены одному предприятию – «Горэлектротрансу». До октября 2011-го он работал слесарем, выезжал на аварийные ситуации, которые случались во время движения. В ближайшее время планировал выйти на пенсию, но осенью руководство учреждения его опередило и сообщило – в услугах специалиста, как и десятка его коллег, они больше не нуждаются. В предпенсионном возрасте да еще с сахарным диабетом новой работы Александр не нашел и пока стал на учет в центр занятости. И выяснил, что ни на стандартное оформление пенсии, ни на достойные выплаты в центре он рассчитывать не может. Ведь последние два года не засчитались в его стаж потому, что «Горэлектротранс» в 2010-2011-м годах обязательные социальные взносы оплачивал на протяжении месяца-двух.
Александр Павленко, бывший слесарь «Горэлектротранса»: «Когда меня попросили, чтобы я принес персонификацию, и в ней вместо выплат моего родного предприятия в фонд, обязательные исчисления в пенсионный фонд, там оказались одни нули за 2010 и 2011 год. И вот сегодня пришла смс-ка о том, что на счет зачислено 54 гривни».
Как просуществовать на 54 гривны в месяц Александр не придумал. Говорит: пока обратился в прокуратуру, ведь на родном предприятии никаких предложений относительно решения ситуации ему не предложили. Долг «Горэлектротранса» в пенсионный фонд составляет свыше 50-ти миллионов гривен. Но он, заверяют в Департаменте транспорта, не является результатом плохого менеджмента предприятия. Проблема в правительстве, которое в достаточной мере не компенсирует льготный проезд. И поэтому выход для слесаря Павленко и его товарищей один, констатируют в мэрии, дождаться, когда чиновники столичные согласятся с чиновниками городскими.
Сергей Дульфан, директор гордепартамента транспорта: «На сегодняшний день и департамент, и «Горэлектротранс» соответствующие документы подготовили, по тем формам, которые от нас требуют, в очередной раз отправили на Кабмин. И мэр города Харькова говорил, и народные депутаты, которые нам помогают, иного решения данного вопроса, кроме как сворачивания, естественно через прогон данных обязательств не существует. Это не долг города!»
В Харькове не только просят государство компенсировать льготный проезд. В облгосадминистрации подготовили предложения относительно изменения механизма расчетов за долги. Мол, чтоб предприятия не платили пеню государству за невыплаты, которые возникли из-за действий государства. По словам вице-губернатора Игоря Шурмы ситуация с харьковским «Горэлектротрансом» не является уникальной для Украины. Подобные долги существуют и у других коммунальных и государственных предприятий, кроме бюджетных. И решить эту проблему можно только на государственном уровне.
Игорь Шурма, вице-губернатор: «Сьогодні з боку держави є борг на пільги, повернено лише порядка 17 відсотків від потреби. Якщо б борг був 100-відсотково повернений, то відразу в першу чергу ця сума буде повернена в пенсійний фонд. Крім того, я можу сказати, що перебуваючи на засіданні державних комісій по боргах з виплат заробітної плати й сплати внесків до пенсійного фонду аналогічна ситуація у нас є по всіх обласних центрах України, всі «електротранси» мають борги. Початок несправедливого повернення певної кількості коштів за надану послугу особливо розквітнув у 2006-2007, а дальше почав йти по наростаючій».
В 2006-2007 году пост премьер-министра Украины занимал Виктор Янукович. Но харьковские чиновники во всех неурядицах электротранспорта обвиняют в первую очередь политического оппонента Юлию Тимошенко. Александр Павленко вспоминает, что именно с помощью мэрии он с коллегами ездил бастовать в Киев в 2009-м, когда появилась первая значительная задолженность по зарплате. Тогда, говорит слесарь, их услышали и деньги нашли. Сейчас, констатирует мужчина, местная власть бастовать транспортников почему-то не подбивает, а их самих в столице не слышат.
Александр Павленко, бывший слесарь «Горэлектротранса»: «Одновременно выплачивалась и зарплата, и в страховые фонды, обязательные отчисления погашались. Когда пришла новая команда власти, я кстати голосовал за Партию Регионов, вся семья моя голосовала за Партию регионов, все сначала было нормально, были выплаты, нормально все это дело. А потом начались задержки по зарплате и мы даже не знали, что в фонды пенсионный, соц все эти фонды, что положены обязательные выплаты, что их, до нашего сведения не доводилось, что туда деньги не поступают. Хотя с нас их удерживали».
Павленко уверен: так называемая реформа «Горэлектротранса», когда вместо одного предприятия возникло 6, позволила скрыть и распределение средств, и реализовать ненужные активы. Хотя именно за счет их продажи можно было погасить долги. Александр и его товарищи побаиваются, что их родное предприятие в ближайшее время полностью ликвидируют и предъявлять претензии уже будет некому. Тем временем, в департаменте транспорта уверяют: сейчас не идет речь о ликвидации предприятия, там продолжают работать около 50-ти работников. Правда, речь идет об административном корпусе, который занимается юридической, бухгалтерской работой и архивацией финансовых документов за все время существования учреждения. Кстати их работникам, не скрывают в мэрии, предприятие также задолжало деньги. Свыше миллиона гривен.
Марина Николаева, Татьяна Доцяк