Зани, ты счастлив? – Зани, но сегодня надо работать!
Всегда голодный лодырь Арлекино, который не хочет работать, хитрый и изворотливый слуга двух господ, который ведет свой род от Дьявола, поэтому у него на лбу след от спиленного когда-то рога. Обычно Жиль играет господина Панталонэ – маленького кругленького скупердяя, который погоняет свое слугу Арлекино. Однако сегодня он – в двух ролях. Объясняет студентам, что делать, когда совсем не хочется работать и как отлупить Арлекино смешно и без травм.
Самое главное в комедии дель арте, а именно так называется этот традиционное для Франции и Италии театральное направление, которому без малого 5 столетий, это – точность движений. Понимание партнера также не помешает, ведь комедия масок – полная импровизация, где вместо выписанного сюжета только пометки. Молодые актеры быстро подхватывают идею. Час и они уже готовы демонстрировать свое видение комедии масок.
Площадная комедия, которая объединяет все виды актерской игры от акробатики до пантомимы и даже пения, хотя большинство эмоций актеры демонстрируют без слов, захватила Жиля и Марка лет пять назад. Они даже научились у итальянских мастеров изготавливать традиционные маски. Те, что с самым длинным носом – самые глупые. Говорят: хотя сегодня балаганный театр масок изменился, но темы, которые в нем высмеиваются, – вечны.
Жиль и Марк, актеры театра дель арте:
Всі теми – влада, секс, любов, гроші, такі речі, але вони трактуються у сучасному контексті. – Звісно як у 17-му столітті у 21-му столітті не грається, як за часів Ренесансу.
Узнать секреты техники игры от мастеров и попробовать свои силы в том, о чем только слышали на лекциях по истории театра – большая удача, уверяют преподаватели Академии культуры. Ведь в учебном заведении такой технике обучают разве что на спецкурсах.
Елена Апчел, преподаватель кафедры режиссуры:
От того, что актеры находятся внутри самой техники, они сами по себе комичны. Ну, то есть, больше даже интересно следить не за самим классом, а за людьми, которые его дают. Потому что ты видишь, внутри какой техники они существуют. За счет этого актеры некоторые начинают подворовывать какие-то особенности.
То, что ни одно из выученных движений не останется без внимания и будет использовано, но на свой лад, студенты уверены. Говорят: импровизировать было легко, ведь сразу оказались в самой комедии.
Константин Боровик, студент 3-го курса актерского факультета:
Сама методика новая, вот эта комедия дель арте, просто как бы сам немножечко комедийный, в этом варишься, поэтому не сильно сложно было.
Новые театральные школы, новый взгляд на театр. В этом году театральное окно в Европу открывается через Францию. В прошлом году в Харькове гостили польские театры «Крик» и «Брама». Да так удачно, что уже летом часть студентов потратила свои каникулы на путешествие в Польшу к Даниэлю Яцевичу – руководителю одного из театров.
Дмитрий Терновой, руководитель проекта «Театральное окно в Европу»:
Они сделали небольшой спектакль, они вернулись обратно, пригласили уже его, и этот спектакль был развернут на большее количество людей, на целый курс, и они показали его в рамках «Курбалесии», фестиваля.
В следующий раз руководители проекта планируют пригласить грузинский танцевальный коллектив.