Коррупционные бизнес-схемы возвращаются – так считают в «ХАДО», компании, занимающейся производством моторных масел и других продуктов для техники. Проблемы начались прошлым летом, когда Кабмином было утверждено постановление о порядке утилизации масел, ввозимых в Украину – была введена плата в размере одной гривны за будущую утилизацию одного литра масла. Для получения штампа о прохождении экологического контроля импортерам нужно было либо предоставить свою лицензию на операции с опасными отходами или заключить договор с фирмой, у которой такая лицензия есть, и при прохождении экологического контроля предоставить копии платежных документов. Изначально у ХАДО своей лицензии не было, и компания была вынуждена обратиться в харьковские фирмы, занимающиеся утилизацией опасных веществ, в том числе и отработанного масла.
Сергей Зозуля, коммерческий директор «ХАДО»:
Мы им заплатили деньги за утилизацию и с этими платежками пришли на таможню, т.е. в экоинспекцию, там нам сказали – не, ребята, Это фирма хорошая, но на нее платить больше не надо. Платите вот на эту фирма. И пока мы не заплатили на эту фирму, которую рекомендовала экоинспекция, нас не пропустили.
Спустя пару месяцев «ХАДО» получила лицензию на утилизацию отработанных масел. Но, рассказывают в «ХАДО», экоинспекцию это почему-то не устроило, и они продолжили лоббировать интересы некой кременчугской фирмы.
Сергей Зозуля, коммерческий директор «ХАДО»:
Это фирма ООО «Грин Арт», Кременчуг. Мы так понимаем, что она приближена к тем людям, которые это постановление провели, которые при старой власти работали, по нашим данным, в прокуратуре Украины и в министерстве экологии.
И пока не было платежек с волшебным названием “Грин Арт” – хадовские цистерны в Украину не въезжали. За полгода таким образом ХАДО была вынуждена перевести на неизвестную фирму в Кременчуг полтора миллиона гривен. Естественно, это значительно повысило стоимость продукции в магазинах. Так продолжалось до 20 февраля, вплоть до смены власти. Затем ситуация кардинально изменилась – «хадовская» лицензия внезапно заработала. В компании это связывают с тем, что лица, заинтересованные в поступлениях денег на кременчугскую фирму, или выехали из страны, или же просто приостановили свою деятельность. Два месяца спокойно оформлялись все документы, и грузы растаможивались день в день. Но полторы недели назад так же внезапно, «хадовская» лицензия снова перестала работать. Это съемки последнего визита специалистов ХАДО в экоинспекцию.
Я связался с руководством, и было мне разъяснено, что ваша лицензия не відповідає вимогам постанови 12.21, тобто не відповідає вимогам самостійного виконання таких робіт.
На умовах самостійного забезпечення виконання зазначених робит, как мне объяснило руководство, недостаточно указанных в вашей лицензии видов господарчої діяльності.
Инспектор пытается что-то решить с руководством в телефонном режиме.
Инспектор:
Ну, вопрос серьезный, Иваныч, надо как-то или ставить штамп или непонятно. Это казус, шо-то надо делать, шо-то решать…
Инспектор:
Все. Ответ – я не могу поставить ни дозволено, ни заборонено.
Представитель «ХАДО»:
Нам нужны действия по данному грузу – он либо впущен, либо не впущен. Вы либо пропускаете его, либо не пропускаете.
Пара часов ожидания и на документы все же ставят штамп – въезд запрещен. И снова, чтобы масловоз пропустили через границу, в «ХАДО» вынуждены платить все в ту же фирму, «Грин АРТ». После чего сразу же получают разрешение на въезд. Говорят – тянуть дальше не было возможности, срывался полумиллионный контракт с поставщиками. Ни в экологической инспекции Харьковской области, ни в фирме «Грин Арт», в Кременчуге, новостям АТН ситуацию не прокомментировали. В экоинспекции посоветовали писать официальный запрос, в «Грин Арт» пообещали – “с вами свяжутся”. Обжаловать действия экоинспекции юристы «ХАДО» готовятся в установленном законом порядке – готовится жалоба в прокуратуру и обращение в Министерство экологии. Но даст ли это результат, если старые схемы снова запущены в работу – сомневаются.