Сегодня днем несколько десятков автомобилей, припарковавшихся на площади Свободы, имели один общий признак. Номера на эти машины были выданы не в Украине, а в странах Евросоюза. То есть все эти авто нерастможены. Их ввоз в Украину осуществлялся по специальным схемам – к примеру, водителями таких машин могут числиться, якобы, сотрудники зарубежных фирм, на которые зарегистрированы автомобили. Реальные собственники машин провели сегодня в Харькове акцию с требованием о легализации их авто с еврономерами.
Александр Чернявский, участник акции:
Мы здесь для того, чтобы как-то побыстрее вывчали це пытання, разбирались и отменяли эти все драконовские растоможки и дали людям жить и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Это – во-первых. Во-вторых – достойно жить в нашей стране.
Андрей Щербина, участник акции:
Я считаю, что если мы идем и интегрируемся в Европу, то мы должны соответствовать тем европейским стандартам, которые на сегодняшний день существуют в Европе, и которые на сегодняшний день у нас в Украине никак не соблюдаются.
Автомобилей с еврономерами в Украине становится все больше. Благодаря тому, что машины нерастаможены, они стоят гораздо дешевле, чем аналогичные, которые легально покупались в стране.
Денис Журавель, юрист харьковского автоклуба:
Пользоваться этой схемой вынуждают несоразмерные официальные пошлины, которые установлены в государстве у нас за растоможку этих автомобилей. То есть усложненный процесс растаможки, требование соблюдения ЕВРО 5 при растаможке и таможенной очистке автомобиля. Именно из-за этого всего у нас формируется довольно высокая цена на обычные нормальные растаможенные автомобили на внутреннем рынке.
Автоэксперт Денис Журавель считает, что закон, регламентирующий присутствие в Украине машин с еврономерами, уже давно назрел. При этом закон должен быть сбалансированным – учитывать интересы как владельцев нерастаможенных авто, так и тех, кто платил за свои машины все положенные в Украине сборы. Такой закон должен полностью перекрыть ныне существующие схемы ввоза в страну машин без растаможки, но при этом и отменить драконовские сборы.
Денис Журавель, юрист харьковского автоклуба:
Во-первых, отменить требование ЕВРО 5, во-вторых, установить единый понятный всем таможенный тариф для растаможки автомобиля – то есть уйти от акциза, НДС и пошлины. То есть у нас три платежа платятся сейчас, чтобы законно ввезти автомобиль. Плюс еще сбор первой регистрации в сервисном центре полиции. Это четвертый сбор. От этого всего нужно уйти и ввести понятный какой-то размер этого взноса, понятную его калькуляцию, чтобы это было справедливо.
При этом юрист считает, что такой закон не может быть принят без политической воли тех, кто сейчас при власти. Так, в Верховной Раде подобный законопроект не прошел недавно один из профильных комитетов. Депутаты аргументировали это тем, что транспортные средства с еврономерами были ввезены в Украину с нарушением налогового законодательства, что при принятии законопроекта будет противоречить равенству граждан, которые купили авто с уплатой всех налогов.