Единое медицинское пространство, единый центр приема вызовов. Уже месяц как «скорые» работают по-новому. И чиновники области отчитываются: первые улучшения – очевидны. С начала нового года «скорые» стали действительно быстрее. Если в прошлом году к больному по городу за 10 минут доезжали только 82 раза, то за месяц в новых условиях 79% бригад добирались до места назначения за 8 с половиной минут. А все благодаря сокращению крыла доезда, сообщают чиновники. Если раньше «скорые» были четко поделены между районами. То теперь по вызову диспетчер может отправить ближайшую к больному машину.
Игорь Шурма, заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации:
Сьогодні завдяки системі навігаційній і єдиному центру управління ми можемо використати машину з сусіднього району і забезпечити надання допомоги. Ну от я можу продемонструвати, якщо ми маємо один район і розташовується екстрена медична допомога в якомусь конкретному місці. Крило доїзду може бути, було, уже в нас не має, 250 кілометрів. Поряд знаходиться інший район, доїзд іншої машини це є там 10 кілометрів.
За 10 минут к больному – возможно, но только при условии хороших дорог и отсутствия пробок по городу. Врачи «скорой» не настолько оптимистичны. Говорят: за этот месяц, придерживаясь норм Министерства, уже сами едва не пострадали. Пытаясь преодолеть светофор с синими проблесковыми маячками, разбили две «скорые», рассказывает врач 2-го отделения экстренной помощи Анна Оробейко. Да и метод отправки ближайшей к вызову бригады иногда играет злую шутку. «Скорые» просто теряются в просторах чужого района и вместо 8-ми минут тратят 20, а то и 40 минут на поиски адреса. Не помогает даже система GPS.
Анна Оробейко, врач 2-го отделения экстренной помощи:
Это прибор слежения, это не навигационная система. Когда нами руководят из центра, во-первых, они нам через мобильный телефон говорят, что при движении вообще нельзя. Мы не должны пользоваться и разговаривать с водителем во время движения. И поэтому водитель сам должен смотреть навигационный прибор, а не слушать инструкции и там идет погрешность в полкилометра при этой системе, это нам давно говорило наше руководство.
Не успевают за вызовом и диспетчеры. Они теперь только принимают и передают вызовы, не обрабатывая. Говорят: их на несколько подстанций по одному. Поэтому иногда приходится перезванивать для уточнения информации.
Анна Оробейко, врач 2-го отделения экстренной помощи:
Они не додиктовывают, они вечно спешат, до них не сразу дозвонишься по мобильному телефону. У нас должны быть рации для связи, у нас вместо этого мобильные телефоны. Так как на подстанциях диспетчеров убрали, то задачу диспетчера днем выполняю я и ответственность за точность вызова, уже ложиться на меня.
Отмечают врачи и большую загруженность «скорых», ведь вместо 150-ти нужных по министерским нормам постоянно в городе работает 60 бригад, да и те недоукомплектованы. В обладминистрации признают: проблемы с кадрами есть. Бригады врачами укомплектованы только на 61%, на 88% – санитарами. И надеются решить это благодаря надбавке в 20%, которая предусмотрена тем, кто работает на «скорой». А вот что касается численности, называют другую цифру – 102 бригады на город. И добавляют: прежде чем говорить о расширении, нужно заменить автопарк.
Игорь Шурма, заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации:
Обслуговує всі наші виклики 244 автомобілі по місту Харкову і Харківській області, понад 200 автомобілів, там 201, уже на межі вичерпування свого ресурсу, тобто ми повинні говорити про те, що найближчі два роки ми повинні 100-відсотково поміняти автопарк машин, які обслуговують бригади екстреної медичної допомоги.
В этом рассчитывают на субвенции от государства в размере 65-ти миллионов. Мол, переговоры уже ведутся. А вот на отсутствие медикаментов советуют врачам не жаловаться. На этот год уже пришло 19 миллионов субвенций для закупки всего необходимого.