Четырнадцать миллионов гривен решили потратить в Харьковской мэрии на строительство велодорожки вдоль Белгородского шоссе от улицы Деревянко до Академика Курчатова. Длина трассы составит более семи с половиной километров, ширина три. Это проевропейское новвоведение местные власти анонсировали не один год, сначала сам Геннадий Кернес, а позже и его подчиненные время от время садились на двухколестный транспорт и хвастались фотографиями в соцсетях. И все бы ничего, если бы не стоимость проекта. Еще в мае месяце, глава профильного управления Владимир Чумаков, оценивал строительство велодорожки в сумму вдвое меньшую чем сейчас.
Владимир Чумаков, директор Департамента строительства и дорожного хозяйства, май 2015
Есть цифра 6 млн. Но конкретная цифра будет после того, как экспертиза: может, что-то снимет, может, что-то добавит. В районе 6 млн.
Однако уже на тендерах появилась новая цифра – 14 миллионов. То есть, строительство одного километра велодорожки в Харькове обойдется в один миллион 840 тысяч гривен. При этом, издание “Наші гроші,” сообщает, что строительство велодорожки от микрорайона Рясне-2 до улице Ковача во Львове, обошлось втрое дешевле. Там квадратный километр стоит около 600 тысяч гривен. Более того, интерес вызывают и те, кто выразил желание построить харьковскую дорожку за такую сумму. Тендеры проводились дважды – сначала заявку подала только одна фирма – ООО «Уровень» – поэтому торги пришлось отменить, после конкуренцию ей решила составить фирма “Паркинг +.” Пикантность ситуации заключается в том. что эти две фирмы постоянные оппоненты на харьковских торгах, и по очереди выигрывают тендеры на строительство городских дорог и парковых дорожек, в том числе в парке Горького. Первую связывают с кандидатом в депутаты Харьковского горсовета от партии «Відрождення», региональным главой которой является Кернес, Валерием Певневым. Вторую с директором Департамента строительства и дорожного хозяйства Владимиром Чумаковым, который как раз и презентовал строительство дорожки. Третьего участника из торгов чиновники исключили еще до их начала за несоблюдение условий подачи проекта. При всем этом в горисполкоме уверяют, подозрения о коррупционной составляющей, откатах и непрозрачных торгах абсолютно необоснованны – просто строят они качественнее, а потому дороже чем в Львове. И оборудуют трассу лучше, не просто бордюрами, а поребриками.
Евгений Водовозов, зам. мэра по вопросам развития инфраструктуры
Там огромный объем скрытых работ, это полная обработка, корыто, гравий, поребрики, газоны, говорить о цифрах и взагали сравнить метр к метру нельзя, потому что в каждом месте идет отдельный объем работ. Поверьте мне, мы хорошо понимаем, под какой лупой находится город Харьков, Харьковской городской совет, департамент строительства дорог, Вы что думаете, мы здесь больные все?! Есть нормы, есть количества гравия на квадратный метр, цена гравия в открытом доступе, цена асфальта. Я же не виноват, что во Львове кладут простой асфальт, а в Харькове его запрещено класть, но наш и служит дольше, намного дольше – А в связи с чем запрещено? – Это внутреннее наше решение.
Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что далеко не все велосипедисты, рады новой дорожке. Ее планируют строить на месте уже существующей. И тут говорят как велолюбители, так и велоактивисты стоило бы разве что расширить зону отдыха, а не асфальтировать трассу.
Как считаете, если вдоль дороги Белгородского шоссе проложат еще для велосипедистов дорожку, будет удобнее кататься по асфальтированному? – Я больше люблю грунт. 06,03
Дмитрий
Я с самого детства езжу на велосипеде и достаточно часто в этих краях. Да, считаю, что нужна, пускай делают. Я не знаю, там какие-то были споры, уже давно это хотят сделать
Велоактивисты неоднократно обращались в горсовет с просьбой привлечь их к работе над проектом. Говорят, у них есть и специалисты, и наработки, но в мэрии пока их просто игнорируют.
Елена Токмиленко, ГО “Городские реформы”
Сейчас – это очень природная среда, если поедете и посмотрите, есть ощущение движения по лесу, при этом это в городе, и просто построить там асфальтированную дорожку это просто может превратить там в то, что атмосфера, которая там есть ее не будет. Соответственно какие есть наши предложения. у нас есть конкретные предложения, та же дорожка из гравия, но чего именно мы хотим – это реального комплексного подхода с привлечением жителей города Харькова, которые реально пользуются. Но предыдущие все разговоры были в формате все утверждено, уже не на что Вы повлиять не можете.
Велоактивисты говорят, сейчас во многих европейских городах существует политика так называемых сужений улиц, когда велосипедистам на скоростных трассах выделяют полосы, а на улицах просто ограничивают скоростной режим, чтобы четырехколесный и двухколесный транспорт не мешал друг другу. В Харькове же чиновники таких возможностей не видят.
Владимир Чумаков, директор Департамента строительства и дорожного хозяйства, май 2015
У нас места практически нет для велодорожек в городе. Центральные Магистрали – Московский проспет – нет места, Сумская – нет, Гагарина – она достаточно скоростная, я б не рекомедовал вообще на велосипеде выезжать. У нас инфраструктуры такой, к сожалению, нет. Если бы город планировался в нынешних условиях с нуля, тогда можно было бы заранее запроектировать велодорожки.
Елена Токмиленко, ГО “Городские реформы”
Мы этим летом разработали концепцию развития велосипедного транспорта, передали ее опять же Водовозову, формировать как раз для того стратегическое видение развития в городе, потому что велосипедный транспорт, особенность его заключается в том, что строительство одной велодорожжки ничего не даст в городе. Эта должна быть сеть, которая должна быть комфорта и человек должен иметь возможность добраться из пункта А в пункт Б, и если мы будем создавать точечные велосипедные островки, мы не получим ничего кроме плохой репутации и разбазаривания бюджетных средств.
Все аргументы чиновников о том, что планировка харьковских улиц не позволяет сделать его велосипедным, активисты называют несостоятельными. И пример тому, Берлин, Барселона и другие города Европы, где, несмотря на узкие улочки и скоростные проспекты место для двухколестного транспорта нашлось.