Ольга Степановна Куць впервые побывала в Пархомовском художественном музее, когда ей исполнилось 6 лет. Дети ехали на экскурсию и взяли ее с собой. На первом этаже – представлены экспонаты, которые собрали дети для музея – они откликнулись на предложение учителя истории Афанасия Лунева раскрыть историю родного края, и начали приносить в школу предметы быта, вышивки, писанки, кто-то из местных отдал музыкальную шкатулку.
ОЛЬГА КУЦЬ, местная жительница Пархомовки:
Я стояла слухала зачарована цією музикою, всі вже йшли в інші зали, а я стояла, і стояла поки мене не відвели у інші зали. І ініші картини вони були великі, такі наздвичайно красиві. Але вони не так на мене вплинули як шкатулка…
Прошло более полувека – сейчас в Пархомовском художественном музее 12 залов, более 7,5 тысяч экспонатов, коллекция давно вышла за уровень сельской школы и о ней знают далеко за пределами Украины, но Ольга Куць до сих пор обожает старинную мелодию.
Чтобы коллекция пополнялась, Лунев придумал писать письма известным художникам с просьбой помочь создать в Пархомовке настоящий музей. Его ученики начали переписку с Эрмитажем, союзом художников СССР. Одним из первых откликнулся Владимир Фаворский – художник, который в течение 6 лет отправлял в село под Харьковом свои картины, приглашал детей из глубинки в мастерскую в Санкт-Петербург.
РУСЛАНА НЕВЕСЕЛЫХ, младший научный сотрудник Пархомовского художественного музея:
Вони спілкувалися з художником, дивились, як художник працює, їм це лестило дуже сильно. Фаворський намагався там у себе познайомити дітей з іншими художниками, з мистецтвознавцями, він писав листи, що запрошували дітей на екскурсії, а також він ще надсилав свої графічні роботи.
Увлеченные идеей, художники, коллекционеры и музеи начали передавать работы в Пархомовку. В 1972 году музей стал «народным», а затем и художественным. Нынешний директор музея Елена Семенченко, проводя экскурсию, отмечает, коллекция разноплановая: здесь и иконопись XVII-XIX века, и акварели Ивана Айвазовского, и портрет кисти Ильи Репина, но особенно впечатляет коллекция западноевропейского искусства – четыре работы знаменитого Пабло Пикассо можно увидеть в сельском музее, среди них знаменитый «Голубь мира».
ЕЛЕНА СЕМЕНЧЕНКО, директор Пархомовского художественного музея им. Лунева:
Многие приезжают именно посмотреть в нашем музее Пикассо. Потому что, как они говорят, в Укриане, если надо Пикассо, то надо ехать в Пархомовку.
Еще одна гордость Пархомовки – работы художников 20 века – Казимира Малевича и Василия Кандинского. Сам Малевич жил в Пархомовке некоторое время, и именно здесь начал интересоваться искусством. Обычно посетители, раскрыв рот, слушают истории о появлении картин, рассказывает Семенченко, некоторые до последнего не верят, что это оригиналы.
ЕЛЕНА СЕМЕНЧЕНКО, директор Пархомовского художественного музея им. Лунева:
Был такой случай, когда, пройдя половину нашей экскурсии, и когда мужчина все время спрашивал – это подлинник, это подлинник, это подлинник? Когда мы спустились на первый этаж и он увидел работу Малевича, он сказал, если вы сейчас мне скажете, что и это подлинник…Ну я же не могла его разочаровать… Это действительно подлинник!
Коллекция музея продолжает расти и в 2021 году. Теперь уже современные художники отдают свои картины в дар музею, а страны, из которых приезжали посетители за время существования музея, перечислить невозможно.