Только за последнюю неделю в Харькове произошло три аварии на трамвайных путях. Последствия разные, но причины одинаковые – состояние рельсов, по которым движутся вагоны в совершенно удручающем состоянии. За весь свой рабочий стаж такого ужаса на дороге еще не было, делится своими впечатлениями от рабочих будней вагоновожатый Тарас Кольцов.
Тарас Кольцов, водитель трамвая:
Трамвайное полотно 1942-й год напоминает, наступление немцев на город Харьков! Далеко ходить не надо, особенно центр – Макдональдс, там же просадки рельс, сантиметров 15-12 провал рельсов, вагончики вот так прыгают как на горке! А что с вагонами творится, это же просто караул, они же из-за этого ломаются, а мы же все-таки людей возим!
Этого участка вагоновожатые боятся, как огня, говорят, трамваи постоянно здесь сходят с рельсов. Но не лучше ситуация и по всему центру, на Новожаново, Салтовском шоссе, 602, 601 микрорайонах – там безопасная скорость движения вагона не более 10 км в час.
Тарас Кольцов, водитель трамвая:
Даешь центральному заявку, звонишь, то там подварят, подстучат ломиком, кувалдой, и опять то же самое – ни хуже, ни лучше.
На таких рельсах окончательно уничтожается тот транспорт, который еще остался, говорит профсоюзовец Константин Юсубов. В свое время он долго работал на электротранспорте, выступал против развала Харьковского трамвайно-троллейбусного управления, а затем Горэлектротранса, за что и поплатился своим рабочим местом. Раздел компаний на коммунальные депо привел к увольнению многих опытных работников, которые следили за состоянием путей и вовремя их ремонтировали, теперь же эти работы проводить просто некому.
Константин Юсубов, заместитель председателя независимого профсоюза:
Вот если сейчас с оператором пройдем метров 50 – это просто страшно! Да даже и ходить не надо! Вон смотрите, отколото трамвайное полотно, оно потихоньку откалыватся, откалывается и приводит к тому, что сход с рельсов.
Опасные участки показывает наглядно – рельсы напоминают американские горки, пути избиты дырами и разрывами, что в результате и может привести к аварии.
Это надо подтягивать, это не подтягивается, смотрите какой зазор идет здесь, вот этот кусочек отколется, он уже откололся, и дальше будет откалываться.
Трамваи сходят с рельсов постоянно, до журналистов доходят только наиболее резонансные случаи, говорит эксперт. Однако ехать нужно, переживают пассажиры электротранспорта, поэтому приходится рисковать.
Владимир, студент:
Страшновато, что колеи в ужасном состоянии, хотелось бы, чтоб их починили.
Николай Данилович, пенсионер:
Сами вагоны изношены, его шатает и влево, и вправо, чуть-чуть скорость добавят и такое ощущение, что он сейчас опрокинется.
Татьяна Михайловна, пенсионерка:
Ужасно старые трамваи, другой раз смотришь – и земля уже видна в дырки под низом, старые трамваи.
В Европе такой транспорт очень ценят и вкладывают в его развитие много средств, ведь он экологически чистый и более экономичный, говорит эксперт из университета городского хозяйства Артем Сосипатров, в Харькове же, такое впечатление, что от него пытаются избавиться. Состояние полотна, трамваев и троллейбусов просто ужасно, констатирует эксперт, но власть не планирует все это обновлять. Ведь сейчас Харьков живет по генплану, разработанному еще в 2004 году, недавно была сделана его корректировка, и если она будет принята на ближайшей сессии горсовета, эксперт предполагает – электротранспорт будет совсем уничтожен.
Артем Сосипартов, эксперт кафедры электротранспорта ХНУГХ:
Сейчас этот скорректированный генплан будет вынесен на сессию городского совета, так вот, к огромному сожалению, в этом новом генеральном плане, взамен демонтируемых трамвайных линий, предусмотрено строить трамвайных линий меньше, и по прежнему большие планы по демонтажу трамвайных линий
Такие решения нужно принимать только после проведения общественных слушаний, настаивает Сосипатров. Он уверен – большинство граждан будет пытаться отстоять электротранспорт. Что же до планов мэрии относительно электротранспорта, планируется ли в этом году ремонт, какие средства предусмотрены на него – эти вопросы Новости АТН адресовали в департамент транпорта. Ответ там пообещали предоставить только через 5 дней.