Самые большие человеческие потери в годы Голодомора понесла Харьковская область. Тогда – столичная и с большей площадью, нежели сейчас. Где-то на этом кладбище в селе Богуславка похоронена бабушка учителя истории Александра Исаева. Ни креста, ни табличек – только курган. Весной 33-го, говорит историк, людей уже и не хоронили. Тела лежали в хатах. Тогда поступил приказ: подготовить село для переселенцев из Курской области.
Александр Исаев, учитель Богуславской школы:
Їм видали, по документах, три центнери харчового зерна, фуражне зерно, посівне, кожній сім’ї корову. Їм заборонялося говорити, що тут був голод, хоча це, мабуть, ні для кого не був секрет. Трупи поскидали в колодязі, в погреби, по десятку, по два.
Когда массовые смерти прекратились, в колхозах Харьковщины катастрофически не хватало рук, рассказывает исследовательница Голодомора Нина Лапчинская. Власть создала комитет по переселению. В слобожанские села вербовали крестьян из Центральной России и отправляли демобилизованных красноармейцев.
Нина Лапчинская, исследователь Голодомора:
Це потягнуло за собою, по-перше, зміну мови навчання. Тому що діти приїхали і старших класів, які не розуміли українську. По-друге, зовсім інші звички і традиції вони з собою привезли. Фактично носіїв традицій не залишилося в тих селах, куди їх привезли. Тому Схід нашої області став, в основному, російськомовний.
В школах на годовщину Голодомора – траурная линейка. Стихотворения и проза о 33-м. Это не художественный вымысел – реальные события. Население Богуславки тогда уменьшилось на три четверти.
Елена Дзюба, ученица 10-го класса:
Я не знаю інформації про своїх предків, чи були вони жертвами Голодомору. Але все одно – це дуже сумні історії.
Николай Пономарев, ученик 11-го класса:
Я можу сходити в магазин, будь-що собі купити. Ковбаси, будь-які солодощі. І як на той час люди збирали всяке коріння і вживали його в їжу – мені дуже важко це уявити.
В Богуславку позднее в тридцатые принудительно переселяли еще и жителей западных областей Украины, говорит историк Александр Исаев. С того времени тут бытуют польские фамилии. Потом – война и голод 47-го. Рассказать сегодняшним школьникам о том, каким было их село до начала репрессий, кроме учителя, уже некому: свидетелей не осталось.