– Вам сподобалась екскурсія? Тааак! Ви запам»ятали, що таке жива чи не жива природа-Да! А тепер підянли свої оченята в гору, що ви бачите — сонечко!!!
В Петровском учебно-воспитательном комплексе, он находится в 170 километрах от Харькова, в Лозовском районе – мини-экскурсия для первоклассников. Три девочки и два мальчика, взявшись за ручки вместе с учительницей изучают азы природоведения.Чтобы эти дети, а с ними еще тридцать постарше сели за парты в новом учебном году, а малыши ходили в детский сад — родители вели настоящую борьбу. В феврале высокое начальство из райотдела образования приехало уговаривать отдать детей в другую школу в соседнее село, а эту – малокмплектную закрыть или как модно сейчас говорить “законсервировать” до лучших времен:
Ольга, мама двоих детей:
Батьки зразу сказали, ми не хочемо, щоб наш Петрівський НВК закривався, це наша рідна школа — закриють школу, закриють садік, вимре село, на селі можна буде поставити хрест, Їздить в Орільку там дамба, там железнодорожний переїзд, автобус приїжджає в четіре начало пятого,а в діток уроки закінчуються в обід, вони їдуть пішки не дожидаючись автобуса.
Часть родителей все-таки отправили детей за знаниями в соседнее село. Те, кто остались – были уверены, что школу не закроют ведь на их стороне закон, где четко сказано “что реорганизация и ликвидация учебных заведений в сельской местности, допускается только при согласии территориальной громады”. Более того, родители уверяли чиновников-освитян, что как только на школу повесят замок, она придет в упадок через год-два, а они своими силами поддерживали ремонт в классах, обустроили туалеты в помещении, у них даже компьютерный класс есть. Все разрушится, а дети из детского сада подрастут и окажется, что школа существует лишь на бумаге, в действительности же ее придется восстанавливать. В первые пять дней этого учебного года в Петровском УВК – из педколлектива остались лишь трудовик и два учителя начальных классов, тех, кто учиться не в начальной школе попросили не приходить. Родителей это возмутило:
Марина, председатель родительского комитета:
До 5 вересня — ми батьки сиділи зі своїми дітьми вчителів не було, третього вересня я лічно була в районо в начальника Терехова, він сказав, що зробить зі школи філію будь-якої школи ми знаєм прекрасно, говорили з юристами, що філія може бути закрита будь-яку минуту.
Директор УВК Наталья Тимошенко попыталась объяснить где делись учителя, оказывается они вдруг предпочли школе, где работали по 10-15 лет- другую школу в соседнем селе Орелька, потому что так им удобно, но так как родители снова и снова приходили в классы и задавали вопросы пришлось в авральном порядке искать новый педколлектив.
Наталья Тимошенко, директор Петровского НВК:
Всі учителя ушли потому что они проживают по месту жительства в Орильці- їм предложили роботу по месту жительства — вони всі пішли по своїй ініціатіві, потому что в них є нагрузка яка була тут, така і там- ну якби ви самі понімаєте потому что вони ушли по месту жітельства. В даний момент у нас учителя тоже поїздники в принципі.
Галина Кульбачная – учитель математики ездит из Орельки в Петровское и не видит в этом проблемы – даже успевает совмещать работу в лицее и школе в двух селах. Она считает, что школа должна существовать.
Галина Кульбачная, учитель математики:
Це бажання дітей, і бажання батьків перш за все, так як село віддалене, і їздити далеко, то можливо батьки і праві, і треба залишати,а як же?
Пока школу в селе Петровское удалось отстоять. Но до сих пор родители дежурят по-очереди в школьном дворе. Чтобы не пропустить, если школу вдруг все-же решат законсервировать. Кстати Харьковщина в 2013 году стала лидером по закрытию школ – здесь ликвидировали 36 учебных заведений, эти данные обнародованы центром политической аналитики до начала учебного года. Хотя сама процедура ликвидации или реорганизации школы— вещь отнюдь не из дешевых. Так, в Чугуеве – в школе номер три, где учащиеся старших классов все таки разошлись по другим школам, пока избежали полной консервации только благодаря перепрофилированию школы из средней в начальную и детский сад. Правозащитник Юрий Чумак, защищая малокомплектные школы говорит, что выход есть и остановить вымирание учебных заведений чиновникам под силу.
Юрий Чумак, правозащитник:
Когда говорят о том,что маленькие классы — плохое образование дает плохое качество знаний, я думаю что напротив есть большая вероятность того, что чем меньше класс, тем больше внимания вашему ребенку и вот этот вот компромиссный вариант о сохранении ее как начальной плюс я слышал, что хотят присоединит детский садик — в пустующих помещениях будут работать какие-то кружки.
В Харьковской области на детях отнюдь не экономят, а в массовом закрытии школ виновата миграция населения – уверяет вице-губернатор Евгений Савин. Он сторонник новой политики в сфере образования, когда детей надо отдавать в большие материально-обспеченные школы, а не те, которые ближе к дому.
Евгений Савин, зам. губернатора по вопросам образования, спорта, религии:
Во главу угла ставится конечно перевод детей в школы , где они могут получать более качественные знания, где есть высокая материально-техническая база,где есть возможность конкурировать — очень сложно конкурировать в 9 классе, когда ты один в классе очень сложно сравнивать знания свои с товарищем , которого нет рядом с тобой. И поверьте, мы все это делаем с согласия родителей ничего не может произойти пока родители и громада не дадут согласия
Сколько еще школ закроется в ближайшем будущем в регионе – чиновники не знают, говорят, надо ждать изменения демографической ситуации и подъема экономики. Тем временем заместитель прокурора Леонид Лахтюк , заявил журналистам, что все школы закрылись в соответствии с законодательством и права детей на образование не нарушены. И сегодня масла в огонь в продолжение темы подлили народные избранники – проект постановления о введении моратория на закрытие учебных заведений расположенных в сельской местности провалился! “За” проголосовало лишь 186 народных депутатов. Проект предусматривал введение моратория на закрытие школ до 2015 года.