Более восемнадцати миллионов гривен. Такой, за данными Южной железной дороги, долг Харькова за льготников в пригородных электричках. Мэрия долга не признает, компенсацию железнодорожникам не платит годами.
Южный вокзал в Харькове. Пригородные электрички остаются самыми доступными по цене, а иногда – единственным сообщением с областным центром.
НИКОЛАЙ, харьковчанин:
Одинадцать гривен туда, одинадцять гривен обратно. Та дороговато – три остановочки. Дороговато. Маршруткой еще дороже.
Более половины пассажиров в пригородном железнодорожном транспорте – с льготой по проезд.
ВАЛЕНТИНА, пенсионерка:
Во-первых, удобно, в район вокзала – работа. Маршрутка вокруг объезжает, далеко получается.
Несмотря на то, что харьковчане – большинство среди всех льготников региона, говорят на Южной железной дороге, компенсации от Харьковской мэрии ожидают годами. Из-за миллионных долгов не могут покупать достаточно запасных частей. В конце концов – неудобства испытывают все пассажиры железной дороги.
ОКСАНА ХАПЕРСКОВА, ведущий специалист службы пригородных пассажирских перевозок ЮЖД:
Чтобы обеспечивать безопасность пригородних пасажирских перевозок приходится вносить изменения в график движения пригородних поездов и делать отмены остановок на малонаселенных остановочных пунктах.
Только за полгода, посчитали железнодорожники, недополучили от Харькова более восемнадцати миллионов гривен. В мэрии отдавать долги не спешат – не доверяют системе учета пассажиров-льготников.
ЕВГЕНИЙ ВОДОВОЗОВ, заместитель Харьковского городского головы:
Как считается, этот вопрос для меня очень спорный. Откуда взялась цифра, мы не можем выносить вопросы на сессию, мы не можем провести деньги через казначейство, если эти деньги будут подтверждены чем-то и, в первую очередь, договором. Договора у нас не существует.
Железнодорожники утверждают – договор горсовету направили. Норма, льгота имеет компенсироваться из местных бюджетов, прописана в Бюджетном кодексе. Система же учета утверждена правительственным постановлением. Это – данные с билетов.
ОКСАНА ХАПЕРСКОВА, ведущий специалист службы пригородных пассажирских перевозок ЮЖД:
На основании данной информации формируется станционная месячная отчетность, которая идет без привязки места жительства каждого пассажира, в чем и особенность.
Пока договор не заключен, железнодорожники не могут обратиться в суд за взысканием долга – нет оснований. Эксперты же по местному самоуправлению считают, что у городского совета шансы на успех в зале не меньше.
ВИКТОР СЛЫШ, почетный председатель Ассоциации сельских и поселковых советов Украины:
Стаття 142 Конституції України говорить про те, що витрати органів місцевого самоврядування, які виникли внаслідок рішень держави, компенсуються з державного бюджету України.
Государственная льгота, считает Виктор Слыш, должна быть одинаковой для всех украинцев. Сейчас же – зависит от способности местных бюджетов или даже желание местных руководителей.
ВИКТОР СЛЫШ, почетный председатель Ассоциации сельских и поселковых советов Украины:
Але це все роз’єднує Україну. Тому що, якщо пільга державна, то повинна вона діяти однаково і в Харкові, і в Києві, і в Одесі, і в маленькому селищі, і в сільському районі.
Поэтому все больше украинцев теряют веру, что государство поможет.
ЗОЯ, харьковчанка:
Та який бесплатний проезд, девочкі? Канешно, не буде. Нам ще до пенсії, як до Києва рачки, ви шо смієтеся, ох.
Монетизация – вместо льгот на бумаге – в этом видят спасение эксперты. И подчеркивают – только на государственные средства. Иначе – перевозчики будут отменять электрички и автобусы, или местные советы тратить деньги на компенсации вместо того, чтобы делать жизнь людей в общинах комфортным.