Утром по улице Октябрьской Революции не проехать. На рельсах выстроились трамваи, стоит и остальной транспорт. Работники завода Шевченко снова пошли на крайние меры – требуя собственную зарплату, перекрыли движение.
Работники завода говорят, прошлым летом благодаря такой акции получили множество обещаний и небольшую часть денег. Но с тех пор – никаких изменений.
Мария Власенко, работница завода: «Нам Добкин в прошлом году, когда у нас была акция протеста, он обещал, что до осени пенсионеров сократят и полностью выплатят зарплату, это Добкина были слова и Кернеса. И вот уже 2011-й год, вообще зарплаты не дают».
Валентина Трошкина, работница завода Шевченко: «Деньги давайте, уже исхудали, изголодали, за квартиры должны».
Пока протестующие митингуют на дороге – в огромной пробке больше часа стоят пассажиры и водители. Кто-то к акции относится с пониманием, а кто-то – спешит.
Вячеслав, водитель: «Я сам на госпредприятии работаю в Харьковском метрополитене, у нас тоже проблемы сейчас. Но без всяких стеснений, не боясь никого, могу сказать – кого мы выбирали – вот итог этого всего, и не один я такого мнения, мнение всех».
Каждому из работников задолжали десятки тысяч гривен – расплатиться не могут даже с теми, кто увольняется. Управляющий санацией завода Александр Байдацкий честно признается – денег нет, производство убыточное и его нужно было бы вообще приостановить.
Александр Байдацкий, управляющий санацией ГП “Завод им. Шевченко”: «Вы же видите, что ситуация на предприятии не улучшается, долги накапливаются, они продолжают накапливаться и все, необходимо здесь кардинально, я понимаю, что это не ваша работа, моя работа заключается в том, чтобы приостановить рост долгов и оставить это предприятие».
Деньги ожидают от продажи заводского имущества на очередном аукционе, говорит Байдацкий. Но людей обещания стратегов уже не греют, шевченковцы готовы стоять на дороге до последнего.
Вера Васильевна, работница завода Шевченко: «Как это продадим, это абсурд какой-то. Страну можно продать, людей продать. А где Украина для людей? Где она? Нет ее, нет, мы не видим».
Не приехали ни Геннадий Кернес, ни Михаил Добкин, которых все ждали. Проблемы промышленности власть имущие обсуждают в теплом зале. Губернатор меньше года назад уверял – ситуацию на Шевченко новая власть, не в пример старой, решит обязательно. Сегодня же Добкин откровенно ставит на этом предприятии крест. Виноватый на этот раз – новый директор Андрей Тимчук. Его Добкин лично представлял коллективу в прошлом июне и обещал – этот человек выведет завод из кризиса. Сегодня же в адрес Тимчука звучат обвинения. Мол, завод ничего не производит, склады пустые, и даже имущество невозможно продать, поскольку на него нет оформленных документов.
Михаил Добкин, губернатор: «Сидеть на заводе как на Шевченко и ждать пока кто-то деньги даст из государственного бюджета, не шевелясь при этом, это не руководство».
Новое руководство, талантливый менеджмент, план санации, выпуск электронного учебника – после множества идей, губернатор придумал следующий способ спасти завод – уволить Тимчука. При этом руководители области не скрывают – такая же сложная ситуация и на остальных, когда-то могучих, харьковских предприятиях. На Авиационном заводе работникам задолжали 23 млн грн., на Малышева – 20, почти 5 – на ХЭМЗЕ. Виноватых в этой ситуации харьковские руководители находят вне области. Вице-губернатор указывает на Министерство и центральные органы власти, мол, это там не могут определиться с загрузкой предприятий.
Игорь Шурма, вице-губернатор: «Друге – відсутність довгострокових виробничих та держзамовлень на продукцію спеціального призначення, що призводить до погіршення фінансового стану, неможливості отримати кредит без погодження з відповідними міністерствами, третє – погіршення ситуації з реалізацією продукції і кредитуванням підприємств, четверте – у зв’язку зі збільшенням собівартості продукції погіршилась конкурентоспроможність по ціновому фактору».
У завода Шевченко тем временем уже в 11.30 людей разгоняет милиция. Сначала митингующих оттеснили с трамвайных путей, потом – и с дороги. Процессом управляет лично начальник городской милиции и уверяет – работникам завода за такие действия грозит не только административная, но даже уголовная ответственность.
Николай Фоменко, нач. городского управления милиции: «Нарушать закон и перекрывать дорогу никому не позволено, они могут свои требования предъявлять руководству завода, на территории завода, не на проезжей части. Пускай подготовят заявку и идут, как предусмотрено законом, добиваться своего, то, что им положено».
Неохотно и эмоционально митингующие все-таки освобождают движение транспорта под натиском милиции. Но завершать свою акцию не собираются. Уже завтра люди планируют вновь выйти на улицу. Иначе, говорят шевченковцы, их никто не слушает и не слышит.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/11_03_21_Shevchenko2.FLV”);
s1.write(“container”);
Светлана Сирык