Найти перевозчика, который согласится доставить груз на территорию Донецка или Луганска не составляет труда – Интернет пестрит ссылками. Договориться о перевозке груза из Харькова новостям АТН удается практически сразу. Везти продукты по весу где-то 5-7 тонн соглашаются, правда, назвать цену сразу не готовы – нужно просчитать, а вот сохранность гарантируют 100% несмотря на неспокойную ситуацию.
Мы можем и продукты, и грузы, и медикаменты, и стройматериалы. – А от меня, как от переправщика, требуются какие-то документы, что-то требуется для вашей машины, сопровождения? – Мы с вами подключим к договору заявочку.
Именно продукты питания чаще всего становятся объектом нелегально отправки на территории, подконтрольные боевикам, говорит Роман Доник – волонтер и один из участников мобильных групп, созданных президентом специально для борьбы с контрабандой. Алкоголь после нескольких сгоревших машин возить пока перестали, не выгодно. Также на ту сторону отправляется контрофакт – подакцизные товары. Переправляют и заготовки для сигарет, превращенные в полноценный товар они будут переправляться дальше на запад. Задерживали и машины с запчастями, и медикаменты, запрятанные под детскими игрушками. Но, отмечает Роман Доник, сейчас размеры контрабанды значительно уменьшились. Фуры в качестве транспорта используются редко, но результат ли это работы мобильных групп, волонтер сомневается.
Роман Доник, волонтер:
Имеем информацию, что это просто пока дали отмашку, чтоб они затаились, чтоб мобильные группы отработали, отрапортовали, что в принципе контрабанда побеждена, ну, благополучно продолжали делать, потому что ну в принципе сейчас те цели, которые ставились, они в принципе достигнуты. Сейчас все приостановилось, то есть по зеленке ездят бусики, какие-то ГАЗльки, но явно вот так вот нагло уже не ездят.
Информацию волонтера подтверждают и военные. Так во взводно-опорном пункте 92-й бригады отмечают: пути контрабанды на их участке перекрыты уже больше 3-х месяцев.
Александр Докутин, командир взвода:
В данный момент у нас стоят блокпосты, усиленные пограничниками. До этого были лесные дороги, лесные, степные, куда местное население могло объехать, но на сегодняшний день все эти пути перекрыты. Там траншеи, плюс заграждения.
Раньше в этом районе часто видели так называемых местных контрабандистов, на легковых автомобилях с прицепами. К переправе они свозили продукты питания, которые на том берегу стоят дороже, рассказывают жители окрестных населенных пунктов. Пробирались лесными дорогами в обход блокпостов. Теперь сюда ведет только одна дорога, идущая через опорно-взводный пункт. Но проехать по ней фуре, уверяют военные, очень сложно.
Так эту дорогу ну очень тяжело проехать. Легковые машины застряют. В принципе были случаи, когда внедорожники разведки нашей застревали и приходилось доставать либо БМПшками, либо БТРами.
Те же, кто добирается таки до переправы, рассказывают местные, теперь это делают в обход, через Трехизбенку, также по лесным дорогам. На ту сторону свой товар они переправляют с помощью обычной лодки. Раньше их было две, теперь осталась одна. Но большие партии на грузовиках сюда тоже не доходят, говорит командир 92-й отдельной механизированной бригады Виктор Николюк. Их задерживают до переправы сотрудники милиции, пограничники, которые имеют на это право. Бойцы 92-й обеспечивают правоохранителям огневую поддержку в случае необходимости. Так недавно было задержано около 20 автомобилей. Чаще всего на этой переправе, говорит Николюк, видят именно местных жителей. Учитывая, что по обе стороны размежевания находится одно и то же село, то часто местные жители за товаром ходят и на территорию, подконтрольную украинским военным – здесь открыты сельские магазины. Этот поток военные также контролируют, но, говорят, было бы легче, если бы украинские власти упорядочили определение “контрабанда”.
Виктор Николюк, командир 92й ОМБр:
Все-таки должны быть использованы режимные меры, не сразу все писать под один ярлык, что это контрабанда, а все-таки, если человек живет в этом селе, понятно, что имеет право вести. То есть хотя бы установить нормы провоза или определенные спецпропуска, по которым, учитывая, что прифронтовая зона, люди должны по крайней мере уже знать, кто здесь живет. Дабы не было проезда других, тогда во-первых, это будет упорядоченно, во-вторых даст возможность производить контроль.
При этом говорить о том, что количество контрабанды в Украине стремится к нулю, было бы наивно. Российские продукты, привезенные в Украину незаконно, можно встретить около всех станций метро. Самый ходовой товар – сигареты. Их цена, как и многих продуктов не ниже украинских, но спрос есть. Сигареты продают и напротив городского управления милиции. Продавцы облав боятся весьма условно, но много пачек при себе не держат. При крупном заказе просят пакет и приносят товар откуда-то из боксов.
Здравствуйте, у вас есть “Армада”? – И синие, и красные. – Российские? – Да, сколько вам надо? – Мне блоков 5, мне в село везти. – Да хоть ящик!!!
И в милиции, и в фискальной службе признают: российская контрабанда в Харькове есть, но бороться с ней якобы нереально. Говорят, и объемы маленькие, тратить на них силы оперативников не хочется.
Андрей Бежанов, нач. оперативного управления ГУ ДФС в Харьковской обл.:
И вот подходит налоговый милиционер составлять административный протокол. Сумма изъятия будет ну 200 гривен. Всех оперативников сотрудников можно сейчас вывести в город, они все это соберут, но ни экономического эффекта, ни пресечения этого всего – эффекта от этого не будет. Методы и способы доставки этого всего – электричка, бабушка, 20 пачек сигарет. О фурах, ну я боюсь на себя взять ответственность, ну нету этого. Ни из России, ни в Россию.
Примерно также, говорят оперативники, в Украину проникает и российский бензин – в специально увеличенных бензобаках. Кстати, по неофициальным данным, это был один из доходов Евгения Жилина – главаря группы “Оплот”, который перешел на сторону ДНР.
Руслан Колосков, в.о. зам. нач. Восточного регион. управления ДПСУ:
Уже фурами не провезеш. Потрібен менший автомобіль, менший, менший, менший. Зараз у так званих контрабандистів це саме ходові машини – «УАЗ», «Нива», причому вони як раніше кордон не перетинають. Під’їжджає автомобіль з нашого боку до кордону й з того боку, й здійснюється перевантаження вантажу, якщо раніше ми мали випадки коли перетинали кордон, або вони до нас, або наші правопорушники на ту територію, зараз цього немає.
Якщо ми виявляємо ознаки порушення державного кордону ми сповіщаємо їх про те, що є така ситуація, для того, щоб вони приймали заходи по своїй стороні. Але все ці контакти, вони носять сугубо деловий, формальний характер. Якось допомоги з їх боку звісно нема.
Чтоб контрабанда на Востоке Украины снова не набрала прежние объемы, одного только контроля недостаточно, уверены как военные, так и волонтеры. Необходимы законодательные изменения, четкое определение контрабанды и меры наказания, в частности изъятие транспортных средств у желающих пополнить личный бюджет за счет незаконных перевозок.