Садятся пьяными за руль, пролетают на красный, убивают людей на переходах и тротуарах. В Харьковской области резонансные ДТП происходят каждый год. Самое громкое – октябрь 2017 года. Елена Зайцева на своем Lexus раздавила людей, ожидавших зеленого света на переходе. Погибли шесть человек. Виновниками аварии признали и ее, и водителя другого автомобиля – Геннадия Дронова, который столкнулся с ней на перекрестке, выезжая на желтый. Обоих приговорили к 10 годам заключения. 9 лет лишения свободы получил 19-летний Дмитрий Габышев, который в состоянии алкогольного опьянения сел за руль и убил работника ГСЧС и его 15-летнюю дочь на Кольцевой. ДТП произошло утром – Габышев ехал из клуба, погибшие на работу и обучение.
Еще одно громкое ДТП произошло в 2008 году на Полтавском шляхе. Тогда внедорожник Mitsubishi въехал в трамвайную остановку. Погибли 6 человек, среди них двое детей и беременная женщина. Андрея Полтавца, находившегося за рулем, по данным экспертизы он был в состоянии алкогольного опьянения, приговорили к 10 годам. Через 7 он уже был на свободе и снова был задержан за вождение в пьяном виде.
Также погибшие на остановке, но в 2013 году. Столкновение двух КIА произошло на перекрестке Салтовского шоссе и проспекта Ландау. Один из автомобилей выбросило на остановку общественного транспорта, в результате чего погибли две женщины, третья получила травмы. Наказание понес только один водитель, заканчивавший маневр, другой, вылетевший на перекресток, остался свидетелем.
На проспекте Науки, в ноябре прошлого года Volkswagen на бешеной скорости въехал в островок безопасности и снес людей, ожидавших зеленый сигнал светофора. В результате – несколько пострадавших и одна погибшая. В январе 2017 года Toyota Camry выехала на встречную на Салтовском шоссе и сбила 17-летнего парня, который перебегал дорогу. От полученных травм пешеход скончался. Водитель, 18-летний Тигран Энгибарян, скрылся с места ДТП, но позже его задержали.
Несмотря на то, что большинство резонансных ДТП истекает приговорами, ситуация на дорогах не меняется. А все потому, говорит юрист Роман Чумак, что система наказывает только за совершенное преступление. Оплатить админку для многих не проблема. Если бы количество админнарушений грозило лишением прав, ситуация на дорогах могла бы измениться. Ведь и Зайцева, и виновник аварии на Гагарина неоднократно щеголяли нарушениями ПДД в соцсетях и имели протоколы.
Роман Чумак, юрист:
Ми бачимо, що до системи отримання водійського посвідчення до неї є великі питання щодо корупціїності цієї системи. Й взагалі з майбутнімі водіями потрібно працювати вже зі школи, в вишах, й дорослому віці. Була така ініціатива запровадження штрафних балів, вона сьогодні не працює. Фактично, держава працює виключно з покаранням: встановлюють засоби автоматичної фіксації правил дорожнього руху, збільшують відповідальність, але жодної системи, щоб це було системно – в жодному разі держава в цьому питанні не працює.
По данным полиции, ежедневно на дорогах Украины происходит около 500 аварий, в которых травмируются люди. Статистика смертности не менее страшна – в среднем 7 погибших в день.