Когда конечная станция метро на Алексеевке будет, наконец, достроена – предрекать не берутся даже чиновники – денег нет. Журналистам проводят экскурсию, которая похожа на пиар-кампанию. В отличие от последнего визита АТН несколько дней назад, теперь перед журналистами пытаются доказать, что “Проспекты Победы” все же строят – кран заработал, кое-где суетятся рабочие.
Сергей Иванович, механик участка:
Еще пока на стадии … серьезных работ не ведется, ведутся, в основном, восстановительные работы после перерыва, вот такими шажками идем.
За время простоя результаты работы нескольких лет залило глиной, некоторые конструкции разрушились, говорят метростроевцы – из необходимых 500 человек работает только 50, осваивают лишь 1 млн грн ежемесячно. Говорят, чтобы работа закипела – надо хотя бы 30 млн грн. Работы сейчас ведутся только на поверхности участка, на “внутренности” и подземные работы нужны большие средства, говорит заместитель директора департамента строительства Анатолий Кравчук. Надежды возлагают на продажу стадиона “Металлист”, о чем уже который месяц говорит Михаил Добкин. За него мечтают выручить 400 миллионов гривен. Денег нет, но чиновники их уже поделили – и метро достроить, и исторический музей реконструировать, и филармонию открыть. Хотя конкурс на продажу стадиона планируют объявить только 30 сентября, и только через месяц после его окончания должны перечислить средства – подрядчиков убедили поддерживать жизнь на станции за свой счет.
Анатолий Кравчук, заместитель директора департамента строительства:
Работы ведутся за счет внутренних ресурсов подрядных организаций, покуда деньги еще не поступили. Под землей работ пока нет.
История финансирования 30-й станции метро поросла былью. По программе харьковского областного совета сдать объект должны были еще в 2009 году, однако дата была перенесена из-за отсутствия финансирования. Открыть станцию харьковские руководители пообещали ко Дню Победы 9 мая 2012. Но о том, что планы под угрозой, заговорили весной 2011-го, когда Киев, который уже вроде полностью симпатизировал харьковским однопартийцам, отказал городу в финансировании строительства метро – государство не предусмотрело денег ни в программе социально-экономического развития Украины, ни в государственной программе подготовки к Евро-2012. В июле Михаил Добкин заявил: ему почти удалось уговорить правительство выделить средства, впрочем, из необходимых 200 млн дадут лишь половину.
Архив: июль 2011
Михаил Добкин, губернатор:
В Кабмине, после последних изменений, которые были приняты к бюджету, оставались не распределенными 800 миллионов гривен (я вам точно эту цифру не назову, но она достаточная), из которых 100 миллионов будет направлено на строительство метро в городе Харькове.
За эти средства купили оборудование и провели некоторые строительные работы, отчитывались чиновники. В конце 2011 года мэр Кернес заявил, что строительство сделано уже почти наполовину, в КП “Харьковская дирекция строительства метрополитена” называли 60%, однако с марта 2012 работы вновь прекратились. В августе 2012 года губернатор Михаил Добкин заверил – деньги на строительство будут – пообещал сам президент во время последнего визита. 150 млн грн, по словам Добкина, Харьков должен был получить сразу, еще 250 млн грн в 2013 году. С такими темпами дата открытия станции должна быть не позднее 23 августа 2013. Однако уже через месяц, в сентябре, руководители заявляют – средства так и не выделили. Поэтому строительство законсервировали. И только месяц назад восстановительные работы, подкрепленные пока только лишь надеждой на продажу стадиона, снова начались.
Анатолий Кравчук, заместитель директора департамента строительства:
Платформенную часть – здесь платформа будет строиться – там еще даже земля не копалась. Еще не начаты там работы. Освоено около 140 млн здесь, а осваивать еще 400 млн. Вот, если взять в деньгах пропорцию, то где-то процентов на 30-35 выполено здесь объемов работ
Деньги, которых так ждут метростроевцы, нужно не только получить от продажи стадиона, но и волей Президента оставить в бюджете Харьковщины. Губернатор, как раньше клялся в бюджетном финансировании подземки, так и продолжает обещать сейчас – с Президентом договорились, средства у Первой столицы не заберут. Но уже называют новые сроки открытия ст.м. “Проспект Победы” – вторая половина 2014 года.