Ни одного человека за забором, территория бывшего строительства густо поросла травой. Именно так сейчас выглядит станция “Проспект Победы”, которую обещали открыть – то к Новому году, то ко Дню Победы, то к празднику города. Теперь в мэрии больше не называют дат торжественного открытия и признают, что строительство остановлено.
Геннадий Кернес, мэр Харькова:
«Сегодня эта стройка законсервирована. И сегодня наступает такой период, когда строители не осуществляют определенные работы. Но за это время мы должны подтянуть все свои сил и при первой же возможности, как только строители смогут выйти на площадку, чтобы у нас было финансирование. Уровень местного бюджета не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство метро»
Строительство подземки является дорогостоящим проектом, и для его выполнения всегда требовалось государственное финансирование. Прошлое правительство предоставляло деньги по схеме 50 на 50, то есть, половину давало государство, половину городской и областной бюджеты вместе. Но при этом Киев, который в то время имел другой политический оттенок, в комментариях Харьковской власти всегда был в чем-то виноват. То денег мало, то предприятие не дают сделать коммунальным.
Михаил Добкин, мэр Харькова (май 2006):
«Почему мы финансируем государственное предприятие. Передавайте нам в коммунальную собственность, мы будем и дальше планировать его развитие, будем понимать сами, есть ли у нас финансы на строительство»
Теперь и метрополитен стал коммунальным, и вертикаль власти построена из представителей одной партии, но денег для его строительства в региональном бюджете больше не стало. Свое же политическое правительство даже сначала года не включило Харьков в государственную программу строительства метро. Со временем бумаги изменили, что позволило губернатору в начале года обещать, что деньги на подземку вот-вот поступят.
Михаил Добкин, губернатор (апрель 2012):
«Я на одной из недавних встреч с премьер-министром Николаем Яновичем Азаровым поднимал этот вопрос и мы договорились, что в середине марта, ой извините, мая, когда будет корректироваться данная программа, из того, что в первую очередь, социальный блок должен быть защищен в бюджете, после этого остальные капитальные расходы… Максимум к концу мая будем знать, не забывайте, что средства, которые были освоены в прошлом году, они вообще пришли к концу года. Так что я не вижу здесь никаких проблем»
Но пока строить подземку так и не за что. Геннадий Кернес говорит, единственный выход который они видят, строить в долг. Даже обратились за этим к Европейскому банку реконструкции и развития.
Геннадий Кернес, мэр Харькова:
«Такой путь прошел Днепропетровск. Получил кредит от ЕБРР. И поэтому мы рассматриваем вопрос, что если мы не получим эффективной помощи от государства, мы будем участвовать в поиске, и участвуем уже в поиске привлечения денег для строительства новых станций метро, завершения станции “Победа” Но я обещал харьковчанам, что эта станция долгостроем не будет, поэтому я постараюсь максимально сделать все, чтобы так это и было»
Сами харьковчане станцию “Проспект Победы” иначе как долгостроем не называют. Если Муниципалитет планирует возобновить работы после зимы, то горожане, исходя из состояния строительства, не верят, что станция будет открыта раньше чем через полтора-два года.
Владимир, житель Алексеевки:
«Долго, я думаю, года полтора, до двух будет она строится. Уже пора бы построится…»
Роман, работает на Алексеевке:
«Конечно, затягивается. Обещали открыть на 23 августа, если не ошибаюсь. Сейчас никто не говорит. Я недалеко работаю, мне видно стройплощадку. Работ никаких не ведется, Неудобства для основного транспорта…»
Елена, студентка:
«Очень бы хотелось, чтобы открыли быстрее, потому что зимой вообще, мы живем здесь в общежитии, ходить на Алексеевскую станцию очень далеко, тем более во вторую смену»
По поводу мечтаний о быстром передвижении жителей Одесской, то тут мэр даже никаких обещаний не дает. Отвечает, что о строительстве этой линии, можно будет говорить лишь при условии государственного финансирования.
Марина Николаева