Стены, которые помнят голоса Федора Шаляпина, Владимира Высоцкого и танец Айседоры Дункан, разрушаются из-за равнодушия власти. Речь идет о цирке Муссури в Харькове. Он до сих пор – неизменная остановка в путеводителях частных экскурсий по Харькову. А вот из перечня памятников архитектуры здание изъяли. Почему так произошло и как сейчас выглядит здание?
Разрушенные купол и стены – так выглядит с высоты здание цирка Муссури. Расположенный в старом центре Харькова, когда-то он был одним из крупнейших в Европе.
ВЛАДИМИР НОВГОРОДОВ, архитектор:
Самое гланое его отличие – это его огромный пролёт. Около 40 метров перекрытого пространства. В Падуе дворец Реджионе, так называемый, там всего 27 метров. Но это огромное пространство, которым просто ходят люди любоваться.
Цирк построили в тысяча девятьсот восьмом году, по проекту украинского архитектора Бориса Корниенко.
Харківським Колізеєм називали цю будівлю на початку минулого століття. Це – через унікальну архітектуру. Тут збирали аншлаги культові виконавці свого часу: від Федора Шаляпіна до Володимира Висоцького. А виступ балерини Айседори Дункан перенесли через смерть Володимира Ульянова-Леніна».
Рядом – уютные дворики старого центра. Более ста лет назад, говорят историки, здесь кипела жизнь. По афишах того времени можно изучать эпоху трех революций.
ЭДУАРД ЗУБ, сотрудник Украинского института Национальной памяти:
В червні 19-го сам Лєв Давідовіч Троцький виступав тут, виступав і обіцяв, що Харків перетворений на фортецю і Харків “білим” не здадуть в жодному разі. Як раз кілька днів по тому «білі» його і захопили.
Через несколько месяцев, рассказывает Эдуард Зуб, пламенные речи в здании на Благовещенской уже произносил лидер “черносотенцев” Владимир Пуришкевич.
ЭДУАРД ЗУБ, сотрудник Украинского института Национальной памяти:
Розповідав він, в нього була улюблена тема лекції – как продалі Росію. Вони дотепер вважають, що це ходовий товар і хтось має купити. Ну – Бог з ними. Були тут і більш оригінальні персонажі. Я б сказав про 31 жовтня 1920 року. Тут в театрі був справжній махновський мітинг.
Еще раньше, во времена Первой Мировой, в Харькове, именно в доме Муссури, как и сто лет спустя приютили беженцев. Тогда – из центральной Украины, Беларуси и Прибалтики.
АНТОН БОНДАРЕВ, историк:
Вони приїжджають на тепер Південний вокзал і їх треба десь розміщувати. І ось в 15 році в театрі Мусурі було півтори тисячі біженців.
В советское время здесь был Театр музкомедии. Величественное прежде, теперь здание заброшенно. Купол прогнил, есть участки стены вообще без кирпичей. Внутри – мусор и беспорядок. Пятнадцать лет назад его изъяли из перечня памятников архитектуры, потому что аварийное. А в прошлом году Харьковская мэрия дала согласие на разработку проекта торгово-развлекательного центра на этом месте.
ВЛАДИМИР НОВГОРОДОВ, архитектор:
Сегодня уже практически с утра до вечера город загружен транспортом. И чем больше таких объектов, тем сложнее будет транспортная ситуация. Решить ее с каждым годом будет труднее и труднее.
Но дело не только в риске автомобильных пробок. Дом Муссури, несмотря на упадок и разрушение, один из самых популярных во время экскурсий Харьковом. Он пережил не только войны и революции, но и несколько пожаров. Впрочем, говорят историки и архитекторы, из-за пренебрежительного отношения местных правителей к культурным памятникам, цирк Муссури может превратиться в еще одну городскую легенду.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”