Торговые войны между Россией и Украиной не отразились на работе украинской таможенной службы. Говорят, разве что фур стало поменьше, однако сейчас работают в обычном режиме. Да и дальнобойщики штурмовать российский кордон не желают. Лучше уж переждать все эти проблемы, так что, предпочитают разворачиваться. Ведь, говорят, попасть в Россию особенно с продуктами очень тяжело. Из-за этих проблем с растаможкой горят все сроки.
Владимир Каноников, водитель фуры:
Щас могу разворачиваться, ехать домой, проходить таможню в воскресенье. Россия не работает.
Николай Росенко, водитель фуры:
Так же невозможно работать, на переходе стоят, считай, что сутки. Назад мы зашли нормально. Туда часов 7-8 в колейке стоишь. На растоможке долго, досмотр бессмысленный и беспочвенный. Ущемляют, по любому Украину ущемляют. Вот перед нами машина шла и вернулась назад, шо то опять то ли с бумагами, вернулась назад машина с продуктами.
Почти 6 дней на границе стоят и фуры завода имени Фрунзе. Рядом еще фур 300 из других областей. Претензии у российских таможенников к сертификатам и к продукции, изготовленной из черных металлов. На предприятии говорят – у них только российские партнеры от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга. А значит – рынок соседей для них очень важен. Пока еще предприятие режима работы не меняло и задержку на таможне выдерживает благодаря запасам на тамошних (российских) складах. Однако отдельные проблемы уже обозначились.
Александр Василенко, председатель правления завода им. Фрунзе:
Мы чувствуем напряжение от одного из наших клиентов из Белгородской области, который для энергетического оборудования у него есть свой контракт по монтированию этого оборудования и вот в частности настилочные решетки он настойчиво требует, чтоб мы поставляли в срок. Ну, пока мы не сильно переживаем, но волнуемся, потому что возможно этим дело и не закончиться.
Желание северного соседа втянуть Украину в Таможенный союз настолько явно демонстрируется на самом высоком уровне, что несложно понять – торговая война – только следующий шаг. Однако такой неприкрытый экономический шантаж может привести к обратному результату, говорят специалисты.
Валерий Дудко, политолог:
Большой бизнес давно понял, что таможенный союз – это пропасть, куда может быть поглощен весь бизнес Украины. Нам достаточно сказать, что в Харькове на сегодняшний день нет ни одного предприятия, завода или другого образования, который не контролировался со стороны России. Российский бизнес вошел сильно, надолго, с определенным диктатом.
Тяжелых потерь для украинского бизнеса ожидать не стоит. Не смотря даже на большую заинтересованность местных бизнесменов в российском рынке. Разве что пострадает средний бизнес. Сокращение производства и уменьшение объемов товаров, которые шли на экспорт в Россию, возможно. Однако сейчас есть прекрасная возможность подумать о переориентации и поиске новых рынков сбыта, ведь сегодняшняя ситуация продемонстрировала: соседи не надежны даже для больших корпораций. Но в отличие от «середняков» большой бизнес может отстоять свои права и на внешнем рынке.
Сергей Беренда, экономист:
Для среднего бизнеса, который не объединен в ассоциации, который слабо представлен на внешнем рынке, который не может лоббировать свои интересы, у него не хватает для этого средств, отдельно взятая компания, кроме того, не хватает специалистов, которые бы знали международное право, которые бы знали английский язык, которые могли бы спокойно осуществлять вот такую вот правовую защиту наших предприятий на иностранных рынках и, в том числе, рынке России. Вот эта проблема – это внутренняя слабость Украины. Вот как раз она обнажается.
Полностью перекрывать кислород украинским производителям россияне вряд ли будут. Однако надеяться на добрососедские отношения не стоит, уверены специалисты. А значит – следует задуматься о действенной ассоциации для среднего бизнеса, интенсификации отношений с ЕС и в рамках зоны свободной торговли в СНГ.