Вот эта стена. Он сидел за своим столом. И это то, на фоне чего его всегда снимали. Он любил это место. Он с большой любовью здесь все ставил, вешал. Вообще все он делал сам.
На стене до сих пор висит портрет учителя. На стеллажах громоздятся стопки книг и журналов. А кисти и краски лежат на том месте, где их оставил хозяин. О нем в этой мастерской напоминает многое. Здесь почти 20 лет – с 5 до 9 вечера и без выходных – творил известный харьковский художник, график, плакатист и педагог Виталий Куликов. З месяца назад он ушел из жизни. А мастерскую Союз Художников, в чьей собственности она, собственно, и находилась, передал другому живописцу. Родным Виталия Куликова по закону отвели 3 месяца, чтобы полностью освободить помещение от весьма внушительного творческого наследия: художник не спешил продавать свои работы даже в тяжелые времена. Так тут накопилось более тысячи картин и плакатов. Их вдова мастера перевезла в свою небольшую квартиру, но хранить их там долго невозможно, говорит Ирина Александрова, – нужно место, где бы все желающие могли познакомиться с творчеством Куликова. А мастерская могла бы стать настоящим “живым” музеем, где можно увидеть не только что создавал художник, но и как.
Ирина Александрова, художник, вдова Виталия Куликова
Это было бы, наверное, хорошо. Здесь, как вы обратили внимание, все упорядочено, педантично, сложено. Можно шаг за шагом посмотреть, как художник работает. И это было бы хорошо для студентов. Но если это невозможно, а я понимаю, что по закону это невозможно, то была бы хороша любая выставочная площадь.
В Союзе художников, в свою очередь, также жалуются на отсутствие выставочных помещений. Но говорят: оставить мастерскую за кем-то из родственников автора или сделать из нее музей юридически невозможно. Кроме того, в очереди на одну мастерскую сейчас стоят по 2-3 человека.
Виктор Ковтун, глава Харьк. союза художников
Це такий закон. Спілка існує вже 77-ий рік, і завжди так було. І нема прецеденту, щоб якась майстерня мала статус музею, а поруч просто працював художник. Вони поруч не можуть бути. Для музею – зовсім інший підхід, починаючи зі збереження, сигналізації, охорони. Музей є музей.
Близкие и знакомые Виталия Куликова уже предложили не обращать внимание на «законодательный капкан» и сохранить память о мастере собственными усилиями. Среди идей – договориться с ВУЗами, где преподавал художник, о создании памятных аудиторий. Издать сборник его работ. Выпустить документальный фильм. И даже «освоить» помещение бухгалтерии детской библиотеки, которая находится по соседству с Муниципальной галереей.
Татьяна Тумасян, директор Харьковской муниципальной галереи
Там можно было бы сделать хотя бы прообраз, в этой комнате, которая над нашим малым залом. Прообраз такого мемориального музея Виталия Николаевича Куликова. В комнате, которая связана с Куликовым. Как? Он был бессменным членом нашего художественного совета 19 лет. Художником, который провел 4,5,6, я уже не помню, сколько персональных выставок. С художником, которым вы выезжали на творческие гастроли в Киев и так далее. С кем прощались в Муниципальной галерее.
Несмотря на то, что пока непонятно, куда и когда полотна Виталия Куликова переедут, харьковчане все же смогут в ближайшее время познакомиться с его работами. 16 апреля в рамках Международного фестиваля «4-й блок» в галерее “Vovatanya” откроется экспозиция театрального плаката Виталия Куликова.