Для развития оборонного потенциала необходимо в кратчайшие сроки доработать законопроект и принять закон о территориальной обороне, который в том числе будет регламентировать внешний облик будущих Вооруженных сил Украины.
Такое мнение высказал 20 апреля директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак.
По мнению эксперта, тот факт, что в Украине после двух лет войны с Россией до сих пор на законодательном уровне не урегулирован вопрос территориальной обороны, существенно тормозит создание профессиональной армии и оборонной реформы в целом.
Бадрак подчеркнул, что данный закон должен определить способы и формат подготовки мобилизационного резерва, что должно позволить значительную часть задач возложить на местные администрации.
Справка. В Верховной Раде законопроект о территориальной обороне Украины был зарегистрирован еще в июне 2015 года. При рассмотрении его негосударственным Экспертным советом при участии народных депутатов, в частности, представителей непосредственно Комитета ВРУ по нацбезопасности и обороне содержание законопроекта было определено экспертами как не отвечающее реальным вызовам и угрозам. Также были отмечены направления доработки данного документа.
Согласно пояснению одного из авторов этого законопроекта после его регистрации, народного депутата Ивана Винника, «этот документ предусматривает установление задач, принципов организации и ведения территориальной обороны Украины. Кроме того, четко выписаны полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, обязанности предприятий, учреждений, организаций в сфере территориальной обороны».
В частности, согласно этому документу, среди задач территориальной обороны: охрана и защита государственной границы; обеспечение условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск; охрана и оборона важных объектов и коммуникаций; борьба с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и незаконными вооруженными формированиями, а также другие действия на случай оккупации территории Украины или ее части.
Кроме того, эксперты обращали внимание, что в компетенции Войск территориальной обороны может быть и охрана некоторых стратегических объектов государства.