Взрывы для региона стали уже едва ли не повседневностью. Только на станции Основа за последний год они звучали трижды, дважды диверсанты облюбовали и станцию Зеленый Колодец, в Чугуевском районе. Последние случаи заставили силовиков заговорить об усилении мер охраны, в частности – на железной дороге. Так в милиции на ЮЖД рассказывают: всего на Харьковщине более 1000 железнодорожных мостов, около 100 путепроводов, 16 грузовых парков, где хранится нефтепродукт, а потому с начала проведения АТО для охраны этих объектов установили камеры видеонаблюдения, сейчас привлекаются к патрулированию военные. Но и этого недостаточно.
Виктор Кравчук, нач. отдела гражданской безопасности:
Залучаються працівники транспортної міліції усіх служб та підрозділів, а це майже 800 осіб. А також охорони південної залізниці більше 1000 осіб, та такої кількості недостатньо, тому шукаємо нові форми і методи, залучаємо в тому числі військовослужбовців Нацгвардії. Крім цього встановлено 134 камери на вокзалах, 42 камери вантажних парках.
В облгосадминистрации, в свою очередь уверяют – и областные власти и силовики делают все для того, чтобы предотвратить диверсии и теракты. СБУ уже задержала около 50 диверсионных групп, на всех стратегических объектах устанавливаются камеры видеонаблюдения. А вот привлечь сотрудников правоохранительных органов для охраны каждой станции, и каждого моста физически невозможно – не хватает рук.
Михаил Черняк, директор Департамента массовых коммуникаций ХОГА:
Выявлено 50 групп диверсионных групп, на сегодняшний день спец службы работают, усиленное патрулирование, мы этого не видим, но так и есть, на сегодняшний день усиливается мониторинг улиц, с помощью технических средств, камер, которые будут касаться всех объектов, и безусловно все расследуется и будет расследовано до конца.
Эксперты же советуют к патрулю не только города, но и железной дороги, мостов привлекать общественников. Рассказывают: во время Второй мировой войны основную нагрузку по охране железнодорожной инфраструктуры и промышленных объектов осуществлял наркомат внутренних дел – НКВД. Было создано управление охраны железнодорожных сооружений и главное управление охраны особо важных оборонных предприятий. А среди населения создавали истребительные добровольческие батальоны. Личный состав этих батальонов формировался из тех, кто не подлежал обязательной мобилизации, был вооружен и прикреплен к НКВД.
Сергей Дейнеко, старш. науч. сотрудник исторического музея:
Был такой батальон в Харькове, он насчитывал несколько сотен человек, – это были жители нашего региона, которые осуществляли, вернее оказывали помощь войскам НКВД в поимки диверсантов, парашютистов, и шпионов.
Истребительные патрули были вооружены стрелковым оружием, винтовки, пистолеты, и на каждый батальон выделялось 2 ручных пулемета.
В Харькове сейчас несколько добровольческих батальонов: “Харьков-1”, “Слобожанщина”, “Східний корпус” и “Правый сектор”. В подчинении милиции только 3 из них. “Правый сектор” считается общественной организацией – там рассказывают: в связи с частыми взрывами на железной дороге хотели бы присоединиться к патрулированию станций, мостов. Однако без оружия охранять эти объекты невозможно, ведь в случае нападения они не смогут защититься.
“Самурай”, командир 15 зап. батальона ДУК “Правый сектор”:
Тут возникают чисто технические конфликты, когда да мы видим необходимость в том, что нужно брать объекты под охрану, нужно помогать той же железнодорожной милиции в защите объектов, но опять же вопрос вооруженности добровольческих каких-то подразделений он до сих пор под вопросом. У нас нет на это разрешения, и мы не можем выйти за рамки закона.
Потому “Правый сектор” охраняет места массового скопления людей, “Харьков-1” и “Слобожанщина” патрулируют улицы, а “Східний корпус” сейчас охраняет облгосадминистрацию, СБУ и милицию.