Жителям некоторых многоэтажек уже повезло – их лифты обновили и модернизировали. Остальные продолжают ездить в старых кабинах или даже подниматься по ступенькам на последние этажи пешком.
Транспорт без водителя. Харьковские лифты, уверяют коммунальщики, за сутки перевозят больше пассажиров, чем даже метро. Изготовляют лифты и запчасти в самом КП «Харьковгорлифт». За 15 минут на этом оборудовании уже готова кабина. Лифт эконом-варианта, даже в сравнении с обычными для жителей спальных районов кабинами, выглядит достаточно привлекательно.
Анатолий Кандауров, директор КП «Харьковгорлифт»: «Она пожаробезопасная, пол также сделан на десять лет, вопросов не будет. Все детали изготовлены на нашем производстве. Эти кабины серийно идут в 9-этажки, 12-этажки».
У предприятия есть список, по которому в городе будут менять лифты. Первые на очереди те, которые работают еще с 20-х годов. Эта продукция для коммунальных предприятий и домов стоит раз в 5 дешевле, чем импортная, говорит Анатолий Кандауров. С окончательной стоимостью еще не определились, но даже лифт класса «престиж», утверждают коммунальщики, полностью по карману обычной больнице.
Александр Судаков, инженер КП «Харьковгорлифт»: «Полностью выполнен из нержавеющей стали, это придает кабине лоск, престиж».
В доме по улице Командарма Корка о VIP-лифтах даже не думают. Жителей целиком устраивает их обычный, старенький.
Александр Головко: «Он работал, в нормальном состоянии вполне, на него жалоб никаких не поступало, если случалась какая-то поломка, сразу ремонтировали».
Уже 10 месяцев пенсионеры, молодые мамы, дети из этой многоэтажки по ступенькам поднимаются пешком даже на последние этажи.
Иван Лазарев, житель дома: «С июля месяца, с июля месяца у нас уже жертвы, старушки умирают, один дед умер, трое у нас уже умерло Невозможно подняться, еле-еле дыбаем, а надо ж на свежий воздух человеку».
Любовь Остранинова: «Пешком поднимаемся, выхода нет, отключили лифт, у меня еще ребенок трехлетний, выйти с ним погулять, в поликлинику сходить. Тяжеловато, приходится стоять где-то между этажами передыхать, когда передохнуть, чтобы усталость ногам снять. Тяжело очень без лифта».
Тамара Головко: «Уже обращались, и к Кернесу на прием ходили, вроде сказали, что разрешится, но никак».
Когда люди снова начнут ездить на лифте, неизвестно. Дом в коммунальную собственность города попал недавно, раньше относился к Циркунам. Жители говорят: все проблемы из-за долгов за электроэнергию, мол, люди платили, а циркуновскией ЖЭК деньги «Облэнерго» не перечислял. Именно потому вечером пешком на 8-й этаж молодой маме приходится подниматься в полной темноте. Но пока решается вопрос, кто отвечает за эти помещения, в одном из подъездов уже полностью разбили электрощиток. Больше повезло жителям дома на Клочковской. Тут люди ездят в новом лифте. Кабину и механизмы заменили, и теперь он ездит плавно и почти бесшумно.
Дарья, жительница дома: «Очень удобно, если раньше тормозил он, то сейчас все идеально, хорошо и приятнее, уютнее стало ездить».
Правда в соседнем подъезде дела обстоят абсолютно по-другому – запущенная грязная кабина жителей возмущает, да еще и сам лифт работает через раз.
«А кушать то хочется, а с детьми тоже нужно, вот так всегда. И всегда перед выходными берут и вот так отключают, как будто вредители какие-то».
В КП «Харьковгорлифт» говорят: модернизацией занимаются постоянно. Сейчас лифты оборудуют специальной связью с диспетчером, ставят новую электронику. Но все-таки признаются: на то, чтоб заменить все лифты в городе, понадобиться не менее 5-ти лет.
Светлана Сирык