Курбас приехал в Харьков со своим Березилем уже в зените славы, он делал экспериментальный театр, отвергая традиционный для того времени актерский реализм. Однако в пролетарском Харькове первые спектакли Леся Курбаса не пользовались популярностью, рабочая публика не понимала революционные и новаторские идеи режиссера. Сегодня в репертуаре Харьковского театра имени Шевченко нет ни одного спектакля поставленного Курбасом, хотя все сценарии тех лет хранятся в музее, в особых зеленых папках, но ни актеры, ни режиссеры в них не заглядывают, только изредка приходят студенты и искусствоведы.
Степан Пасечник художественный руководитель Харьковского театр им. Шевченко
“ Те строчки Курбасового гимна, манифеста ”Я выбираю Березиль, он ломает все старое, пробивает новое” этот код, он на сегодняшний день в театре работает.”
Один из экспонатов музея портрет Леся Курбаса в волнах Белого моря, его автор – заслуженный художник Григорий Батый написал его под впечатлением от услышанной легенды, что политзаключенных Соловецкого лагеря особого назначения в 1937 погрузили на баржу, расстреляли, а потом утопили в море.
Нина Медведева хранитель музея театра им. Шевченко
“ Под впечатлением этой легенды он нарисовал эту картину, что Курбас выходит из волн моря, он же бессмертный, такие люди как Курбас не умирают, их души остаются.”
Театр, в том виде, как он был при Курбасе практически не сохранился, но уцелела знаменитая курбасовская железная лестница, во времена великого режиссера ступеньки черного хода всегда были покрыты красным ковром.