На Руси Рождество испокон веку справляли не так как на Западе. И дело здесь вовсе не в разбежности дат Юлианского и Григорианского календарей. Христианство пришло к нам мирно, без миссионеров и инквизиторских костров. Довольно странно, но оно не только не вытеснило древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с ним, дало удивительно гармоничное сочетание. Древних богов славяне с успехом примирили с христианскими святыми и библейскими пророками. Христианские праздники смешались с веселыми языческими. Праздник Рождества Христова, как и остальные православные праздники, отстает от европейского календаря на 13 дней и празднуется 7 января. У древних славян это был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. “Коляда” – это день, когда сочетание христианских и языческих обрядов можно видеть особенно ярко. В этот день, отстояв молебен в церкви, люди возвращались домой с охапкой сена. Сено торжественно складывалось на лавку рядом с “красным углом”, где висели иконы. Рядом укладывали сноп необмолоченной ржи или пшеницы и ставили кутью – кашу из пшеничных зерен и ячменя. Это был дар богу Велесу. На стол выставлялась самая вкусная еда, а во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким – готовься к неурожаю. А молодежь ждала вечера, когда шумные толпы ряженых с песнями и хохотом собирались на улице. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань “зеленому змию”.

Наталья Диденко

Ми використовуємо cookies! Читати більше