Театр долгое время считался самым консервативным из всех искусств. Особенно в стране Советов, где Мельпомена была подчеркнуто академична и скромна. Послабление началось в период перестройки. Появились откровенные постановки, актрисам приплачивали за борьбу с чувством стыда. В ночных клубах буйным цветом расцвели новаторско-эротические театры. При почти полном отсутствии сюжета голые девицы изображали все, что угодно, даже столики. Ажиотаж вокруг голых тел вскоре закончился, но обнаженка на театральных подмостках осталась. И хотя раздевание осталось привилегией новаторских театров, обнажаются актеры на сцене теперь только строго в соответствии с идей режиссера. И тогда это, по мнению молодого харьковского режиссера Степана Пасечника вполне уместно, – и зрителям понятно, и актерам не стыдно.
Степан Пасечник, режиссер театра “Пост Скриптум”
“ У когось з присутніх це викликає шок, а хтось ставится нормально і спокійно, когда глядач розуміє навіщо це потрібно.”
Виктория Мищенко, актриса театра “Пост скриптум”
“ Если ты видишь, это действительно нужно, если это не пошло, если ты действительно видишь в рамках этого всего – это не сложно совершенно “
Виктория Мищенко обнажалась на сцене в роли матери в спектакле “Бойня”. Героиня получилась неоднозначная, но в пошлости спектакль никто не обвинял. А небольшая провокация наоборот сопутствовала успеху.
Слава самого голого театра Харькова закрепилась не за новаторскими коллективами, а за академическим – украинской драмы имени Шевченко, точнее постановками Андрея Жолдака Тобилевича четвертого. Это не эротика двадцатилетних, а ансамбль разновозрастных тел. Даже юбилярше, великолепной актрисе Елене Тимофеенко, которая празднует сегодня свое 80-летие и является королевой эпизода, недавно пришлось обнажится на сцене. Жолдаку это стоило долгих уговоров.
Елена Тимофеенко, актриса академического театра украинской драмы имени Шевченко
“ Я восприняла это с возмущением, ну нет, что вы, я раздеваться не буду. Ну как это? Я возрастная женщина. – Все будет хорошо, доверьтесь мне. Он долго меня уговаривал и я все таки одела купальный костюм.”
Елена Тимофеенко собралась с духом и вышла на сцену — сразу же шквал оваций. Эту роль считают более, чем удачной, а в спектакле “Месяц любви” актрису назвали украшением постановки.
Андрей Жолдак, режиссер
“ Наш театр должен быть разным, если нужно показать голую, обнаженную женщину, которая пьет абсент – помните как у Пикассо? Голая, худая , пьет абсент…Это надо делать. И не думать Харьков это или не Харьков.”
В спектакле “Ромео и Джульетта,” который театр готовит к сентябрю, Жолдак обещает раздеть всех актеров. И задействовать в нем не только профессионалов сцены, но и настоящих уличных проституток. Это будет уже своя, социальная, обнаженка от Жолдака.
Марина Николаева, Андрей Домовой, Алексей Жучков, Агентство Телевидения Новости.
Если для театралов обнаженное тело – это выражение идеи, то для людей далеких от искусства это… Впрочем, что это мы спросили на улицах Харькова.
“Если вообще все актёры голые то это я считаю не нормальным – для этого можно пойти в стриптиз кафе итд.”
“Тю! Обычный театр бы получился, только, что обнажённые, да и всё!”
“Так воспитывали, что нам это не прилично!”
“Просто это ново, необычно,неожиданно, я считаю это было бы интересно… А вы предлагаете?”
“-Один вопрос – совершенно лёгкий! -Причём тут вопрос – я не тупая!”
“Театр это для просвещённых, культурных людей – правильно? А голых можно посмотреть и по телевизору!”
“Если там голые бабы выступают, я бы сам побежал, по три раза туда бы ходил!”