Совсем скоро в Харьковской филармонии начнется реконструкция. Готовясь к этому событию сотрудники начали потихоньку разбирать старый хлам, копившийся в подвале здания долгие годы. Среди мусора они наткнулись на совершенно уникальные документы – набралось несколько ящиков. Один из них директор филармонии открывает в присутствии съемочной группы АТН. Говорит, что и сам не знает, что там может быть.
“ Немецкие песни, которые пролежали с… вот, тут что-то от руки написано.”
Среди старых документов бухгалтерские счета, различные справки, выданные в 40-х годах. Даже не специалисту ясно, что подвалы филармонии таили в себе настоящие исторические ценности. Все они дополнят уже и без того интереснейшую коллекцию, собранную директором филармонии. Вот билет от 17-го июля, 43-го года. В городе, оккупированном фашистами в тот день шла “Травиата”. Юрий Янко особенно гордится программками начала века, уникальными фотографиями, запечатлевшими великих музыкантов и исполнителей, приезжавших в Харьков на гастроли. Некоторые фотографии – даже с автографом.
Юрий Янко, директор Харьковской филармонии.
«У нас были все: Шаляпин, Рахманинов, Кузивицкий, Ойстрах. Ну все были. Так почему мы, какой-то город, может, славен своими металлургическими заводами. Но наш город имеет такую славу, которой другие города не будут иметь никогда. Потому, что у нас это все есть, есть документы, что у нас эти люди были, есть отзывы их впечатлениях о пребывании здесь.»
Коллекция будущих музейных экспонатов пополняется в основном из семейных архивов харьковчан. Юрий Янко говорит, что людей неравнодушных, готовых помочь в создании музея, в том числе и финансово, очень много, хотя были и такие, которые хотели использовать идею создания музея в коммерческом плане.
«Были люди, которые предлагали коммерческую основу, но мы не та организация, кот., скажем коммерческая. Я хочу, чтоб мы гордились своей историей, любили себя – вот главная цель всего этого»
Пока в филармонии будет идти реконструкция Юрий Янко надеется не только систематизировать и отреставрировать уже имеющиеся экспонаты для будущего музея, но и собрать новые раритеты.
Ирина Диденко, Борис Буцевич, АТН.