Необычное понятие “Курбалесия” происходит от ругательного эпитета, которым советская критика наградила творчество знаменитого создателя театра “Березиль” Леся Курбаса. В 21 веке слово “Курбалесия” приобрело противоположное звучание. Режиссеры, раз в год представляющие свои спектакли в Харькове, называют себя наследниками театральной эстетики Курбаса.
Александр Мирошниченко, режиссер театра “МІСТ”
“Курбас і «Березіль» – це форма була саме недержавного театру. Через багато років він і Чистякова почали отримувати зарплати і невеличкі дотації.// Бо державний театр – така неповоротка структура. Вона як би фіксує день учорашній. Ми сподіваємося, що ми дивимося у день завтрашній.”
А вот харьковский театральный деятель Игорь Борис не видит конфликта между академическими и новаторскими коллективами.
Игорь Борис, харьковский театральный союз
“Я гадаю, що це збалансоване віддзеркалення часу. Не змагання, не конкуренція, а потрібно творчістю доводити право на існування.”
Киевская студия “Ателье 16” привезла в Харьков спектакль “Инферно” по Жану-Полю Сартру. Художественный руководитель Игорь Талалаевский называет характерные особенности украинских негосударственных театров: нехватка денег, отсутствие постоянного места для репетиций, а вместе с тем – молодость актеров и режиссеров и полная свобода выбора репертуара.
Игорь Талалаевский, руководитель театра “Ателье 16”
“Мы занимаемся классическими текстами, берем лучшие образцы мировой драматургии, но переосмысливая их, глядя на них сегодняшними глазами. И приходя, скажем, на Уайльда или Брехта и ожидая довольно скучное академическое зрелище, люди видят что-то хулиганское, непривычное, очень им в чем-то близкое.”
Среди участников фестиваля все больше актеров, не имеющих опыта работы в классических драмтеатрах. Появились и отечественные драматурги, пишущие исключительно для негосударственных студий. Масштабным показом их работ обещает стать “Курбалесия-2007”, которая пройдет в год 120-летнего юбилея Леся Курбаса.