Розовая обезьяна, зеленый слон, многочисленные львы с получеловеческим лицом – все они с картин Марии Приймаченко. Искусствоведы называют этот стиль – арт-наив. Художники же говорят: это просто море позитива и радости. Ее работы, рассказывает Гамлет, хорошо вписываются в серые улицы города, к тому же их довольно легко копировать.
Гамлет, художник: «Попробуй там Леонардо да Винчи скопировать, да, ничего не получится, а это легко просто и классно, и оно живое, ну оно очень чувственное и очень позитивное».
Чтобы позитива в городе стало больше, в планах у художника поселить на стенах дома на улице Пушкинской двух крупных зверей Приймаченко. По одной из легенд из тех, которые ходят в актерских кругах, режиссер Лесь Курбас на репетициях показывал актерам картины Приймаченко, таким образом вдохновляя их на труд. Однако театроведы говорят, утверждать, что это было на самом деле, невозможно, никаких воспоминаний об этом не осталось.
Одежда в стиле Приймаченко. Правда, не для людей, а для кукол. Художники Людмила Глушенкова и Игорь Панкратов создали двухметровые мотанки – игрушки в народном стиле. Три грации – так называют их создатели. Игорь Панкратов рассказывает: на эту идею вдохновило творчество великой художницы.
Игорь Панкратов, художник: «Ну тут все: и харьковский воздух, земля, вода. То есть они выросли в мастерской за считанные несколько дней».
“Приймаченко и я” – на конкурс с таким названием поедут гигантские куклы в столицу. Для этого мастера сделали грациям специальный чемодан и наполнили его зерном – символом жизни. Людмила Глушенкова говорит: на одежде мотанок есть и его любимые персонажи – львята с клубникой.
Настоящих львов и слонов художница увидела впервые в 50 – в зоопарке. Но – говорят искусствоведы – таланта и фантазии самобытной художницы хватало, чтобы рисовать их по описаниям и рассказам. О Марии Приймаченко ходит много легенд. Говорят даже, что в Париже с ее выставки кто-то украл две картины. По слухам, это был сам Пабло Пикассо, так как ее произведения не продавались.
Ольга Колесник, Марина Дрозд